?

Log in

No account? Create an account
Еще планово-рыночное: - kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Еще планово-рыночное: [Sep. 9th, 2011|06:09 pm]
kouzdra
[Tags|]

Почти все содержательные возражения сводятся к вариациям на тему сообщаемого как откровение:

Советский дефицит не мог лечится введением логистики. Собственно говоря важнейшим ресурсом советского управленца был hoarding, который страховал его от невыполнения плана и позволял существовать рынку бартера между предприятиями. В случае если управленец поступал по правилам, не хранил на складе излишки и не запрашивал у центра больше raw materials чем ему было нужно, он неизбежно попадал в ситуацию когда он не мог рапоротовать о выполнении плана, т.к. не имел компонентов для выпуска продукция. Введение АСУ и "современной логистики" просто привело бы к другим формам обмана системы центрального планирования. Без hoarding система не работала.Тем более что у менеджмента не было мотивации что-то изготовить или продать, а была только мотивация выполнить план.

Можно заменить "hoarding" на "взятки", "излишки" на "черный нал", а "советский" на "российский" и получить вполне близкое к действительности описание "российской рыночной экономики". Тем не менее тезис, что взяточничество нельзя ввести в разумные рамки, почему-то не вызывает отторжения.

Методы преодоления вполне понятны: так же как в обществе, где не дают взятки, полицейские меры против них эффективны, так и в системе где нет дефицита, нет никакого смысла в накоплении излишков. Проблема перехода от одного состояния к другому не очень проста, но стара как мир и меры
сочетание мер по снятию системных причин явления с полицейскими репрессиями. Надежды на то, что коррупция или "товары под прилавком" исчезнут сами собой несколько, эээ, наивны.

Есть еще один аргумент от lev_usyskin, но о нем позже.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-10 02:27 pm (UTC)
Ваши "логистика с ценовой розничной политикой" на самом деле означают отход от плановой экономики и создание квазирыночной

С тем же успехом можно утверждать, что введение в Haskell классов типов означает отход от функциональной парадигмы в пользу квазиобъектной - да есть некоторое сходство, в том числе и по функциям - но не более.

Ну вот пример - допустим автомобилизация: есть проблема перегрузки траспортных сетей: в плановой экономике подход простой: оцениваем пропускную способность (c учетом возможной модеризации если надо) и планируем производство автомобилей так, чтобы нагрузка на дорожную сеть не превышала уровень. А цены назначаются от запланированного объема - так чтобы не было очередей. Где здесь "квазирыночная экономика" - ценовой механизм не решает задачи планирования производства - только распределения.

Ваша модель должна лучше (быстрее, с меньшими издержками) ликвидировать дефицит, чем непосредственно рыночная экономика.

Нет разумеется - она должна поддерживать доступность товаров на комфортном уровне - например вполне очевидно, что 100 сортов колбасы ни на фиг не нужны и даже вредны. Равно как и то, что ассортимент сельмага в любом случае будет хуже ассортимента супермаркета. То есть приобретение основных массовых товаров не должно требовать особых усилий - не более того.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beldmit
2011-09-10 06:18 pm (UTC)
Модель предполагает железный занавес для частных лиц? Или каждая ввезенная машина - это минус из плана производства?

С шансами импорт окажется существенно дешевле...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-11 05:26 am (UTC)
Госмонополию на внешнюю (как и более или менее любую другую торговлю) - разумеется предполагает.

С шансами импорт окажется существенно дешевле...

Вы никогда не задумывались почему в СССР было довольно много импортной радиотехники и практически не было импортных авто? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beldmit
2011-09-11 06:44 am (UTC)
А что тут думать. Импортные авто привозили те, кто сколько-то проработал за границей. Централизованного импорта я не знаю, сколько было. Да и вообще машина - куда дороже приемника...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-11 06:47 am (UTC)
Централизованного импорта бытовой техники тоже не было - но ее массово везли. Авто - afaik действительно только если "там по жизни было". Так вот еще раз - вопрос - "почему" (механизм вполне экономический - hint - почему импортная электроника стоила таких денег?)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beldmit
2011-09-11 06:59 am (UTC)
Больше норма прибыли при перепродаже, в частности. За счет сравнительно низкого качества и местами низкой престижности советской бытовой электроники.

Так вот, в Вашей модели если повышение цен не сбалансирует для такой вот фигни с высокой нормой прибыли еще и цену на западе - будет цвести пышным цветом схема "советский турист за рубежом", когда туда - икру, оттуда джинсы, и что-то на взятку на таможне...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-11 07:04 am (UTC)
Еще один хинт - фундаментальная причина тут не в качестве, хотя это важно - совсем неюзабельный товар не повезут (оно, кстати, было у того ширпотреба не так, чтобы очень уж сильно лучше).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beldmit
2011-09-11 07:06 am (UTC)
Э... В доступности КВ-диапазонов 11 и 19 метров?

Честно говоря, теряюсь в догадках.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-11 07:41 am (UTC)
Ну еще один hint: почему везли магнитофоны, но не везли на продажу водку или колбасу (дефицит)? А водку напротив - везли туда?

По очень простой причине - если экономики разобщены хотя бы отчасти (как сейчас - таможенными регуляциями etc) - они имеют существенно разную структуру цен. Если "нерегулирумый" торговый оборот отграничен (в СССР он был ограничен просто тем, что каналов ввоза/вывоза было мало и капитал там тоже был ограничен), то "обменный курс" устанавливается по соотношению цен тех товаров, разбаланс в отношении которых максимален - грубо говоря ты продаешь там четыре бутылки водки получая $100 и ввозишь обратно дешевый бумбокс, который здесь сбываешь за тыщу. Получая прибыль больше, чем если ты эти $100 поменяешь у валютчиков - потому что у валютчиков нет профита с водочной составляющей операции.

К установлению рыночного равновесия это не ведет в силу ограниченности объема (ну и я бы на месте советского государства бы давил бы эти операции не только полицейскими мерами, а и продажей "ымпорта" ровно по этим ценам, чтобы лишало эту рискованную деятельность смысла, товар - большей части престижа, а казне обеспечивало бы профит)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beldmit
2011-09-11 07:42 am (UTC)
Я вообще-то про этот механизм и писал.

Так вот, что Ваша схема будет делать для компенсации этой структурной разницы - я так и не понял.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-11 07:48 am (UTC)
А зачем ее компенсировать? Она и сейчас есть, хотя поменьше. И что с того?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-11 07:42 am (UTC)
PS: то есть импортные авто бы не везли именно потому, что ценник на них при "спекулятивном" курсе получался вовсе запредельный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igor734
2011-09-10 11:47 pm (UTC)
А что произойдет, если оценки и прикидки оказались неточными (что, надо сказать, случалось слошь и рядом)? Изменение цены или корректировка планов?

вполне очевидно, что 100 сортов колбасы ни на фиг не нужны и даже вредны.

Ну почему же - не так уж и очевидно. Если есть спрос - то почему бы и не 100? :))

То есть приобретение основных массовых товаров не должно требовать особых усилий - не более того.

Я бы сформулировал по другому - чтобы основные массовые потребности человек мог удовлетворять без особых усилий (помимо усиленного зарабатывания денег :)).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-09-11 05:31 am (UTC)
Смотря какие прикидки - по пропускной способности - корректировка планов, по спросу - отчасти коррекция цены, отчасти - товар такой, что и небольшие - на 2-3 месяца очереди вполне допустимы (и бывают и в рыночной экономике). В реальности, поскольку автопром - весьма инерционная штука - скорее всего ценовая политика будет - "сначала - очень дорого - для нетерпеливых, потом снижение до уровня обеспечивающего баланс спроса для планового уровня насыщения машинами)

Если есть спрос - то почему бы и не 100? :))

Потому что это - одно из очевидно нерациональных следствий рынка. Потом отпишу пост с примером - он забавен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: goering
2011-09-11 03:05 pm (UTC)
ха! 2-3 месяца, как же! Машины бывают и по году ждут. В рыночной экономике ага.
(Reply) (Parent) (Thread)