?

Log in

No account? Create an account
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Капиталистический реализм. "No future" [Jul. 4th, 2011|04:46 pm]
kouzdra
По поводу игры говен lqp дал забавную ссылочку, где предлагается некоторое объяснение "идеологической игре на понижение - вкратце смысл там в том, что продвигается не идея некоторого лучшего будущего, а идея, что существующая система при всей своей дерьмовости является лучшей из худшего, а альтернативы - сплошной "ад и гулаг" и даже думать на эти темы есть ересь. Она, кстати, прекрасно объясняет и гомофилию современного политмэйнстрима. Вот собственно сама главка:


Капиталистический реализм. "No future"

Британский левый публицист Марк Фишер ввел в оборот левого дискурса новое понятие - "капиталистический реализм" (4). Фишер разворачивает свой анализ идеологии позднего, неолиберального капитализма в основном на материале культурного поля, но при этом указывает, что "Капиталистический реализм, как я его понимаю, не может быть ограничен сферой искусства или квази-пропагандистским способом функционирования рекламы. Это скорее похоже на общую атмосферу, управляющую не только производством культуры, но также регулированием труда и воспитания, и действующую как своего рода невидимый барьер, сдерживающий мысли и действия". То есть по сути, говоря традиционным марксистским языком, речь идет о способах идеологической гегемонии буржуазии в современном обществе. По форме капиталистический реализм - это отсутствие всякой идеологии. Но именно это на деле и превращает его в своеобразную форму идеологии - идеологию пассивного принятия существующего statusquo, идеологию тотального конформизма с существующей действительностью. Для того, чтобы осуществлять идеологический контроль в обществе, буржуазия особо не нуждается в аппеляции к каким либо системам ценностей - государственнически-патриотическим, классически демократическим и т.п. Достаточно принятия, на базовом уровне, ценности потребления. Принцип "работы ради потребления" становится, таким образом, основополагающим принципом жизни индивида в неолиберальном обществе. Нет нужды доказывать, что то потребление, которое навязывает индивиду неолиберализм, разрушительным образом действует на личность.

Важнейшей чертой капиталистического реализма, без которого он в принципе невозможен, является недопущение альтернативы существующему порядку вещей. Капиталистический реализм не приукрашивает капиталистическую действительность, он не внушает людям что капитализм это наиболее совершенный строй из всех возможных, он готов допустить даже радикальную критику отдельно взятых последствий капитализма (например голод в Африке, проблемы экологии и т.п.), при условии, конечно, что эта критика фрагментарна, не связывает отдельные эффекты капитализма друг с другом и не выводит их из общего корня - самой сущности капиталистической системы. Капреализм эффективно блокирует любой выход мысли и действия за пределы горизонта системы путем внушения, что при всех отдельных бедствиях никакой альтернативы капитализму не существует. Мыслить альтернативу капитализму, а тем более действовать ради нее - это, согласно кредо капреализма, мостить дорогу в новый ГУЛАГ. Перефразируя Гегеля, основной постулат капреализма может быть сформулирован так - всё действительное может быть и не разумно, но разумная действительность невозможна.

Господствующими настроениями в обществе позднего капитализма становятся страх, апатия и цинизм. Страх проистекает из смутного ощущения непрочности капиталистической стабильности, за которой маячат призраки глобальных катастроф. Апатия же и цинизм есть прямые следствия отказа от альтернативы. Старый эксплуататорский принцип "разделяй и властвуй" приобретает при капреализме оригинальную форму: система приучает атомизированных аутсайдеров возлагать ответственность за свои неудачи исключительно на самих себя (действительно, неудача одного человека может быть его личной неудачей, но изначально запрограмированная самой системой неудача многих миллионов людей - это уже социальный диагноз). Тем самым блокируется возможность солидарного действия людей.

Капреалистическая "деидеологизированная идеология", идейная и культурная импотенция класса буржуазии, с одной стороны, представляет собой закономерный финал логики развития буржуазного общества. Еще в Коммунистическом Манифесте Маркс писал, что буржуазия "не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой".С другой стороны, капреализм - это следствие дискредитации в глазах трудящихся масс одной из исторических попыток построения альтернативы капитализму - советской модели нового общества.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: pargentum
2011-07-05 10:30 am (UTC)

Что вы считаете мэйстримом?

Сирил Паркинсон для вас достаточно мэйнстримен или нет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-07-05 11:59 am (UTC)

Re: Что вы считаете мэйстримом?

Совершенно не мэйнстримен. Писал он в основном во времена засилья социалистических идей. Да с автором данной заметки он вообще-то говоря вполне солидарен вероятно бы был - во всяком случае ровно тоже самое явление безидейного общества потребления громил только так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pargentum
2011-07-06 04:26 am (UTC)

Re: Что вы считаете мэйстримом?

Хмм. Верно ли я понимаю, что этак вы любого относительно современного защитника капитализма с содержательной аргументацией объявите "немэйнстримным"?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-07-06 07:48 am (UTC)

Re: Что вы считаете мэйстримом?

Сейчас бы Паркинсон конечно был мэйнстримен. Но не в 60-е - он собственно потому и хорош, что оппонирует основной тенденции. Но кстати - его симпатичность скрыла от меня тот факт, что по сути-то он устроен все по той же схеме: критика и только критика (поскольку он умнее, то The GULAG и "корейский диктатор Ким Ир Сен" в его ассортимент не входят), как только он заводит речь о позитивном идеале (а он его необходимость признает) - получается что-то довольно жалкое - емнип ничего лучше "евроинтеграции" ему в голову не приходит.

В этом смысле если уж вспоминать - так Хайнлайна. Вот там все ОК. Еще может быть Рэнд, но я ее не смог читать, а денег мне за то не платят.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: asox
2011-07-06 07:52 am (UTC)

Re: Что вы считаете мэйстримом?

поскольку он умнее, то The GULAG и "корейский диктатор Ким Ир Сен" в его ассортимент не входят

Tyt ещё момент: в 60-е Ю.Корея - диктатор, военный переворот после революции, GULAG и нищебродство по сравнению с С.Кореей просто фантастическое.
...Хотя приводить Ю.Корею как образец капитализма - это надо ещё додуматься...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pargentum
2011-07-06 02:03 pm (UTC)

Re: Что вы считаете мэйстримом?

Вы Паркинсона как-то очень избирательно читали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-07-06 02:07 pm (UTC)

Re: Что вы считаете мэйстримом?

Да я вроде бы более или менее всего читал. Просто не будучи заморочен подтверждениями крайней рулезности капитализма не вычитывал там ее между строк.

Но таки - приведите мне там пример позитива?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pargentum
2011-07-06 04:26 pm (UTC)

Пример позитива

А как бывало раньше? Как кончался спад в старые недобрые времена, когда его еще не умели предотвращать? Мы уже выяснили, что мудрый вкладчик ждет своего часа, но может ли он быть уверен, что этот час пробьет? В давно ушедшие времена такой момент наступал, когда товары становились дешевыми, заработная плата - низкой, а суровая нужда делала людей сообразительнее. Богатство - враг изобретательности; оно побуждает человека полагаться не на свой ум, а на деньги. Интеллекту легче проявиться в тяжелые времена, когда можно начать новое дело, приложив максимум усилий при минимуме затрат.
Когда люди, имея лишь сущие гроши, принимаются основывать или возрождать одно предприятие за другим, спад идет к концу. Уныние уступает место надежде, надежда сменяется уверенностью. В таких условиях дела у бизнесменов, конечно, идут на поправку. Многочисленные банкротства расчистили мусор, валежник убран, и в седле остаются лишь те, кто уже доказал свои способности. Это начало лучших времен, хотя такому преуспеянию, основанному на предшествующих трудностях, конечно же, будут мешать ограниченность и ретроградство. Спад сделал свое дело, и на руинах заложены основы нового процветания. Подъем - как и спад - не вечен, и большинство из нас, пожилых людей, согласится, что такое чередование необходимо для предпринимательства. Ни продавцы, ни покупатели не должны вечно диктовать свои условия, иначе о здоровой конкуренции можно будет только мечтать.
(Reply) (Parent) (Thread)