?

Log in

No account? Create an account
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Силовой водопровод [Jun. 6th, 2011|03:49 pm]
kouzdra
[Tags|]

Набрел тут совершенно случайно на еще одну альтернативную техноложку: силовой водопровод. Сейчас единственной разновидностью силовой сети является электрическая. Что забавно, до сравнительно недавнего времени (начала 70-х годов XX века) существовала водяная альтернатива.

Идея, что водопровод высокого давления можно использовать для передачи энергии к разного рода механическим устройствам - кранам, лифтам, etc довольно стара - патент на этой дело получил еще в 1812 году Джозеф Брама, также известный как усовершенствователь ватерклозета и изобретатель гидравлического пресса. Смысл идеи понятен - проще и удобнее поставить одну паровую машину, которая более или менее с постоянной нагрузкой крутит помпу и развести от нее трубы к водокачке и потребителям, чем извращаться с механическими передачами или ставить паровой движок на каждый отдельный девайс.

В 1840-е она начала применяться на практике, в 50-е был изобретен гидравлический аккумулятор - устройство, позволяющее применять значительно более высокие давления (фактически - бочка с водой, на которую давит тяжелый груз) и технология стала применяться на практике:


Гидравлический аккумулятор в гавани Бристоля


С конца 70-х годов начали развиваться и общественные гидравлические сети.

Было их довольно много - наиболее известная (и самая видимо крупная) - London Hydraulic Power Company, учрежденная в 1883 году и функционировавшая до 1977 года. Общая протяженность линий компании в лучшие ее годы составляла 290 километров, имела установленную мощность около 5 мегаватт и рабочее давление около 50 атм.


схема трубопроводов компании


Немного фоток хозяйства компаниии:


Здание компании на Grossvenor Road, Pilmico, 1960



Насосный зал там же, 1910


Одна из линий проходила под Темзой в тоннеле бывшей подземки в районе Тауэрского Моста, которая выполняла функции "паромчика под рекой"(длина около 500 метров). После постройки моста тоннельчик оказался не нужен и был пристроен под водопроводные трубы:


Трубопроводы - слева - высокого даления,
справа - обычный водопровод



Гидравлический аккумулятор в помещении станции бывшей подземки


Использовалась энергия по разному - в лифтах обычно вода толкала поршень, который либо неспоредственно поднимал лифт:



либо тянул трос:


если надо было что-то крутить использовали ковшовой турбины, благо напоры для них там более чем достаточные.

В зданиях гостиниц и т.п., куда была подведена гидравлическая тяга, использовались водяные пылесосы: шланг втыкался в водоструйный насосик и без рева и воя всасывал грязь и выкидывал ее в водопроводный сток.

Вот. Такая собственно техноложечка.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: antontsau
2011-06-07 09:23 pm (UTC)

Re: В те годы

ну дык аглицкий консерватизм, с чугунными и дубовыми лбами и раковинами с двумя краниками (НЕНАВИЗХУ!) занимает пачотное место в ряду других долбоебизмов. Какая нафиг экономика, какой кепеде, если мы, наши отцы и наши деды, так делали! понапридумывают эти янки, да.

А судоподьемник там еще был кстати карусельный. этакое колесо оборзения с ванночками для баржей. Да и вообще каналы не только в Англии любили, вся Франция ими изрыта, а немцы еще в войну рассматривали эту систему как критически важную - именно по каналам куски семерок собирались со всего Рура на сборочные стапеля в гамбургах и пр, их ни по какой жд не провезти было из-за размера, а по каналам плыли себе на баржах.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 10:12 pm (UTC)

Re: В те годы

Какая нафиг экономика, какой кепеде

В основном от гидравлики питались всякие тихоходные и большие приводы. Лифт грузовой, доковые ворота, кажется, даже мостик какой-то не то разводили, не то поворачивали.
Электрофицировать можно, но зачем ?

судоподьемник там еще был кстати карусельный. этакое колесо оборзения с ванночками для баржей.

Это ты фалкирковский в виду имеешь ?
en.wikipedia.org/wiki/Falkirk_wheel
Он совсем новодел, хотя дизайнеры там поработали - про него даже по-русски пишут.

вся Франция ими изрыта,

По-моему, масштабы не те. У французов, больше полив всякий, а не транспорт.

именно по каналам куски семерок собирались со всего Рура на сборочные стапеля в гамбургах и пр, их ни по какой жд не провезти было из-за размера, а по каналам плыли себе на баржах.

Вот это и есть принципиальная разница между советской и американской космонавтикой. У них погрузили негабарит на баржу и он тихенько сплавляется во Флориду, а у нас на Тюр-Там все тольо железной дорогой с ее ограничениями.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antontsau
2011-06-08 06:24 am (UTC)

Re: В те годы

что значит зачем? преимущество подобной гидросистемы над персональной паровой машиной очевидно - ворота открывают три раза в день, и что, из-за этого круглосуточно котел топить? или три раза в день его растапливать а не быть всегда готовым? И плявать на кепеде привода, кепеде такой персональной паровой машины вообще будет ноль без палки, уголь жрет а ничего не делает. А вот относительно электропривода все наоборот - электрика с центральной станции, да и даже хотя бы своего движка но который не только ворота ворочает а и лампочку в сортире зажигает, уже усреднена, а кепеде гидропередачи на пару километров длины уже просто удручающий. Особенно это существенно для пусть медленных и больших, но регулярно работающих приводов типа лифта - надо тянуть огроменную трубу и держать в ней хз сколько воды, а то на пиковой мощности оно вжисть ничего не накачает. Ворота можно и неторопясь открывать, раз в день-то, а лифт - это баблоооооо впрямую, пока лифт ездит - процесс стоит.

Во франциях всякое было. И подземные каналы, и какие-то встроенные тяговые устройства для баржей. Все по тем же причинам, пока паравозов не понастроили - либо на телеге, либо по морю, либо по речке, либо изволь рыть канал. У них там по внутренним водным путям чуть ли не все бассейны крупных рек были соединены, можно было из средиземного в северное море проплыть.

(Reply) (Parent) (Thread)