?

Log in

No account? Create an account
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Силовой водопровод [Jun. 6th, 2011|03:49 pm]
kouzdra
[Tags|]

Набрел тут совершенно случайно на еще одну альтернативную техноложку: силовой водопровод. Сейчас единственной разновидностью силовой сети является электрическая. Что забавно, до сравнительно недавнего времени (начала 70-х годов XX века) существовала водяная альтернатива.

Идея, что водопровод высокого давления можно использовать для передачи энергии к разного рода механическим устройствам - кранам, лифтам, etc довольно стара - патент на этой дело получил еще в 1812 году Джозеф Брама, также известный как усовершенствователь ватерклозета и изобретатель гидравлического пресса. Смысл идеи понятен - проще и удобнее поставить одну паровую машину, которая более или менее с постоянной нагрузкой крутит помпу и развести от нее трубы к водокачке и потребителям, чем извращаться с механическими передачами или ставить паровой движок на каждый отдельный девайс.

В 1840-е она начала применяться на практике, в 50-е был изобретен гидравлический аккумулятор - устройство, позволяющее применять значительно более высокие давления (фактически - бочка с водой, на которую давит тяжелый груз) и технология стала применяться на практике:


Гидравлический аккумулятор в гавани Бристоля


С конца 70-х годов начали развиваться и общественные гидравлические сети.

Было их довольно много - наиболее известная (и самая видимо крупная) - London Hydraulic Power Company, учрежденная в 1883 году и функционировавшая до 1977 года. Общая протяженность линий компании в лучшие ее годы составляла 290 километров, имела установленную мощность около 5 мегаватт и рабочее давление около 50 атм.


схема трубопроводов компании


Немного фоток хозяйства компаниии:


Здание компании на Grossvenor Road, Pilmico, 1960



Насосный зал там же, 1910


Одна из линий проходила под Темзой в тоннеле бывшей подземки в районе Тауэрского Моста, которая выполняла функции "паромчика под рекой"(длина около 500 метров). После постройки моста тоннельчик оказался не нужен и был пристроен под водопроводные трубы:


Трубопроводы - слева - высокого даления,
справа - обычный водопровод



Гидравлический аккумулятор в помещении станции бывшей подземки


Использовалась энергия по разному - в лифтах обычно вода толкала поршень, который либо неспоредственно поднимал лифт:



либо тянул трос:


если надо было что-то крутить использовали ковшовой турбины, благо напоры для них там более чем достаточные.

В зданиях гостиниц и т.п., куда была подведена гидравлическая тяга, использовались водяные пылесосы: шланг втыкался в водоструйный насосик и без рева и воя всасывал грязь и выкидывал ее в водопроводный сток.

Вот. Такая собственно техноложечка.
LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2011-06-07 05:37 pm (UTC)

Re: В те годы

en.wikipedia.org/wiki/File:Caen.hill.locks.in.devizes.arp.jpg
29 шлюзов, три километра дистанция, 2 процента уклон.
www.d.lane.btinternet.co.uk/canal2.htm
тот самый подземный судоподъемник. К сожалению, с конца 60х вся система закрыта английским управлением шахт, а это контора специфическая.
И вообще.
en.wikipedia.org/wiki/List_of_canal_tunnels_in_the_United_Kingdom
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-06-07 09:01 pm (UTC)

Re: В те годы

Ага - прекрасное - но я кажется в эту тему зарылся на все лето, насколько я понимаю сейчас объемы открывшихся бездн - например в очереди на популяризацию трамваи на сжатом воздухе.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 10:23 pm (UTC)

Re: В те годы

Там с каналами при минимальном знакомстве начинают всплывать всякие экономические вещи, навроде того как и где менялись цены на уголь после того, как появлялся канал, как менялись роли городов и с каких капиталов все эти проекты делались.

трамваи на сжатом воздухе.

Насолько помню, эти идеи (правда уже с подогревом) дожили до 70х годов.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 10:29 pm (UTC)

PS

Брама, кстати, еще знаменит замочком своего авторства.
www.crypto.com/photos/misc/bramah
Вообще, всякая замочная экзотика (сильно померкшая в последние годы) - отдельная интересная тема.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antontsau
2011-06-08 06:49 am (UTC)

Re: В те годы

трамваи на подземной веревке (и таки ведь до сих пор работают!) существенно более маразматичны.

(Reply) (Parent) (Thread)