?

Log in

No account? Create an account
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Силовой водопровод [Jun. 6th, 2011|03:49 pm]
kouzdra
[Tags|]

Набрел тут совершенно случайно на еще одну альтернативную техноложку: силовой водопровод. Сейчас единственной разновидностью силовой сети является электрическая. Что забавно, до сравнительно недавнего времени (начала 70-х годов XX века) существовала водяная альтернатива.

Идея, что водопровод высокого давления можно использовать для передачи энергии к разного рода механическим устройствам - кранам, лифтам, etc довольно стара - патент на этой дело получил еще в 1812 году Джозеф Брама, также известный как усовершенствователь ватерклозета и изобретатель гидравлического пресса. Смысл идеи понятен - проще и удобнее поставить одну паровую машину, которая более или менее с постоянной нагрузкой крутит помпу и развести от нее трубы к водокачке и потребителям, чем извращаться с механическими передачами или ставить паровой движок на каждый отдельный девайс.

В 1840-е она начала применяться на практике, в 50-е был изобретен гидравлический аккумулятор - устройство, позволяющее применять значительно более высокие давления (фактически - бочка с водой, на которую давит тяжелый груз) и технология стала применяться на практике:


Гидравлический аккумулятор в гавани Бристоля


С конца 70-х годов начали развиваться и общественные гидравлические сети.

Было их довольно много - наиболее известная (и самая видимо крупная) - London Hydraulic Power Company, учрежденная в 1883 году и функционировавшая до 1977 года. Общая протяженность линий компании в лучшие ее годы составляла 290 километров, имела установленную мощность около 5 мегаватт и рабочее давление около 50 атм.


схема трубопроводов компании


Немного фоток хозяйства компаниии:


Здание компании на Grossvenor Road, Pilmico, 1960



Насосный зал там же, 1910


Одна из линий проходила под Темзой в тоннеле бывшей подземки в районе Тауэрского Моста, которая выполняла функции "паромчика под рекой"(длина около 500 метров). После постройки моста тоннельчик оказался не нужен и был пристроен под водопроводные трубы:


Трубопроводы - слева - высокого даления,
справа - обычный водопровод



Гидравлический аккумулятор в помещении станции бывшей подземки


Использовалась энергия по разному - в лифтах обычно вода толкала поршень, который либо неспоредственно поднимал лифт:



либо тянул трос:


если надо было что-то крутить использовали ковшовой турбины, благо напоры для них там более чем достаточные.

В зданиях гостиниц и т.п., куда была подведена гидравлическая тяга, использовались водяные пылесосы: шланг втыкался в водоструйный насосик и без рева и воя всасывал грязь и выкидывал ее в водопроводный сток.

Вот. Такая собственно техноложечка.
LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2011-06-06 09:55 pm (UTC)

В те годы

были большие проблемы с изоляцией. Тем более, на приличных напряжениях, когда гонять нужно большие мощности, а не двести раз по пятьдесят ватт для лампочек. Да и с электродвигателями нормальными тогда проблемы были.
Сколько была мощность и радиус обслуживания у первой эдисоновской электростанции ?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antontsau
2011-06-06 11:02 pm (UTC)

Re: В те годы

Ну дык, пока нормальных электросетей не настроили - на безрыбье можно и раком. Но уже к 1920м эти проблемы были полностью решены
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 03:26 am (UTC)

Re: В те годы

Но уже к 1920м

К 1920 то да, но тут начал консерватизм работать - "Сэр, у нас на фабрике, сколько помню, подъемник всегда работал от воды и водяная компания обещает, что в ближайшие пять лет не разорится, сэр. Может быть, мы не будем переделывать его на эти дурацкие искрящие электропровода, которые нам на погибель придумали янки ?"
У них же грузовая канальная система после появления железных да и обычных дорог работала почти до сороковых.
PS 2 Kouzdra Кстати, система английских грузовых каналов - совершеннейшее нечто. К моменту появления железных дорог их настроили несколько тысяч километров и там встречались совершенно уникальные конструкции навроде разводного акведучного моста (http://en.wikipedia.org/wiki/Barton_Swing_Aqueduct) или подземного судоподъемника.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: siberian_chem
2011-06-07 02:05 pm (UTC)

Re: В те годы

Маааааама..
Многоуровневая судоходная развязка..
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 05:37 pm (UTC)

Re: В те годы

en.wikipedia.org/wiki/File:Caen.hill.locks.in.devizes.arp.jpg
29 шлюзов, три километра дистанция, 2 процента уклон.
www.d.lane.btinternet.co.uk/canal2.htm
тот самый подземный судоподъемник. К сожалению, с конца 60х вся система закрыта английским управлением шахт, а это контора специфическая.
И вообще.
en.wikipedia.org/wiki/List_of_canal_tunnels_in_the_United_Kingdom
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-06-07 09:01 pm (UTC)

Re: В те годы

Ага - прекрасное - но я кажется в эту тему зарылся на все лето, насколько я понимаю сейчас объемы открывшихся бездн - например в очереди на популяризацию трамваи на сжатом воздухе.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 10:23 pm (UTC)

Re: В те годы

Там с каналами при минимальном знакомстве начинают всплывать всякие экономические вещи, навроде того как и где менялись цены на уголь после того, как появлялся канал, как менялись роли городов и с каких капиталов все эти проекты делались.

трамваи на сжатом воздухе.

Насолько помню, эти идеи (правда уже с подогревом) дожили до 70х годов.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 10:29 pm (UTC)

PS

Брама, кстати, еще знаменит замочком своего авторства.
www.crypto.com/photos/misc/bramah
Вообще, всякая замочная экзотика (сильно померкшая в последние годы) - отдельная интересная тема.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antontsau
2011-06-08 06:49 am (UTC)

Re: В те годы

трамваи на подземной веревке (и таки ведь до сих пор работают!) существенно более маразматичны.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antontsau
2011-06-07 09:23 pm (UTC)

Re: В те годы

ну дык аглицкий консерватизм, с чугунными и дубовыми лбами и раковинами с двумя краниками (НЕНАВИЗХУ!) занимает пачотное место в ряду других долбоебизмов. Какая нафиг экономика, какой кепеде, если мы, наши отцы и наши деды, так делали! понапридумывают эти янки, да.

А судоподьемник там еще был кстати карусельный. этакое колесо оборзения с ванночками для баржей. Да и вообще каналы не только в Англии любили, вся Франция ими изрыта, а немцы еще в войну рассматривали эту систему как критически важную - именно по каналам куски семерок собирались со всего Рура на сборочные стапеля в гамбургах и пр, их ни по какой жд не провезти было из-за размера, а по каналам плыли себе на баржах.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-07 10:12 pm (UTC)

Re: В те годы

Какая нафиг экономика, какой кепеде

В основном от гидравлики питались всякие тихоходные и большие приводы. Лифт грузовой, доковые ворота, кажется, даже мостик какой-то не то разводили, не то поворачивали.
Электрофицировать можно, но зачем ?

судоподьемник там еще был кстати карусельный. этакое колесо оборзения с ванночками для баржей.

Это ты фалкирковский в виду имеешь ?
en.wikipedia.org/wiki/Falkirk_wheel
Он совсем новодел, хотя дизайнеры там поработали - про него даже по-русски пишут.

вся Франция ими изрыта,

По-моему, масштабы не те. У французов, больше полив всякий, а не транспорт.

именно по каналам куски семерок собирались со всего Рура на сборочные стапеля в гамбургах и пр, их ни по какой жд не провезти было из-за размера, а по каналам плыли себе на баржах.

Вот это и есть принципиальная разница между советской и американской космонавтикой. У них погрузили негабарит на баржу и он тихенько сплавляется во Флориду, а у нас на Тюр-Там все тольо железной дорогой с ее ограничениями.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: antontsau
2011-06-08 06:24 am (UTC)

Re: В те годы

что значит зачем? преимущество подобной гидросистемы над персональной паровой машиной очевидно - ворота открывают три раза в день, и что, из-за этого круглосуточно котел топить? или три раза в день его растапливать а не быть всегда готовым? И плявать на кепеде привода, кепеде такой персональной паровой машины вообще будет ноль без палки, уголь жрет а ничего не делает. А вот относительно электропривода все наоборот - электрика с центральной станции, да и даже хотя бы своего движка но который не только ворота ворочает а и лампочку в сортире зажигает, уже усреднена, а кепеде гидропередачи на пару километров длины уже просто удручающий. Особенно это существенно для пусть медленных и больших, но регулярно работающих приводов типа лифта - надо тянуть огроменную трубу и держать в ней хз сколько воды, а то на пиковой мощности оно вжисть ничего не накачает. Ворота можно и неторопясь открывать, раз в день-то, а лифт - это баблоооооо впрямую, пока лифт ездит - процесс стоит.

Во франциях всякое было. И подземные каналы, и какие-то встроенные тяговые устройства для баржей. Все по тем же причинам, пока паравозов не понастроили - либо на телеге, либо по морю, либо по речке, либо изволь рыть канал. У них там по внутренним водным путям чуть ли не все бассейны крупных рек были соединены, можно было из средиземного в северное море проплыть.

(Reply) (Parent) (Thread)