?

Log in

No account? Create an account
Силовой водопровод - kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Силовой водопровод [Jun. 6th, 2011|03:49 pm]
kouzdra
[Tags|]

Набрел тут совершенно случайно на еще одну альтернативную техноложку: силовой водопровод. Сейчас единственной разновидностью силовой сети является электрическая. Что забавно, до сравнительно недавнего времени (начала 70-х годов XX века) существовала водяная альтернатива.

Идея, что водопровод высокого давления можно использовать для передачи энергии к разного рода механическим устройствам - кранам, лифтам, etc довольно стара - патент на этой дело получил еще в 1812 году Джозеф Брама, также известный как усовершенствователь ватерклозета и изобретатель гидравлического пресса. Смысл идеи понятен - проще и удобнее поставить одну паровую машину, которая более или менее с постоянной нагрузкой крутит помпу и развести от нее трубы к водокачке и потребителям, чем извращаться с механическими передачами или ставить паровой движок на каждый отдельный девайс.

В 1840-е она начала применяться на практике, в 50-е был изобретен гидравлический аккумулятор - устройство, позволяющее применять значительно более высокие давления (фактически - бочка с водой, на которую давит тяжелый груз) и технология стала применяться на практике:


Гидравлический аккумулятор в гавани Бристоля


С конца 70-х годов начали развиваться и общественные гидравлические сети.

Было их довольно много - наиболее известная (и самая видимо крупная) - London Hydraulic Power Company, учрежденная в 1883 году и функционировавшая до 1977 года. Общая протяженность линий компании в лучшие ее годы составляла 290 километров, имела установленную мощность около 5 мегаватт и рабочее давление около 50 атм.


схема трубопроводов компании


Немного фоток хозяйства компаниии:


Здание компании на Grossvenor Road, Pilmico, 1960



Насосный зал там же, 1910


Одна из линий проходила под Темзой в тоннеле бывшей подземки в районе Тауэрского Моста, которая выполняла функции "паромчика под рекой"(длина около 500 метров). После постройки моста тоннельчик оказался не нужен и был пристроен под водопроводные трубы:


Трубопроводы - слева - высокого даления,
справа - обычный водопровод



Гидравлический аккумулятор в помещении станции бывшей подземки


Использовалась энергия по разному - в лифтах обычно вода толкала поршень, который либо неспоредственно поднимал лифт:



либо тянул трос:


если надо было что-то крутить использовали ковшовой турбины, благо напоры для них там более чем достаточные.

В зданиях гостиниц и т.п., куда была подведена гидравлическая тяга, использовались водяные пылесосы: шланг втыкался в водоструйный насосик и без рева и воя всасывал грязь и выкидывал ее в водопроводный сток.

Вот. Такая собственно техноложечка.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: fumiripits
2011-06-06 11:57 am (UTC)
Интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: plumqqz
2011-06-06 12:05 pm (UTC)
А что, аварий с этим безобразием много было? Они, в общем, довольно веселые должны были быть, да и частенько: как вспомнишь мемуары моряков до ПМВ - вечно у них трубы с паром лопались.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-06-06 02:11 pm (UTC)
Да вроде бы нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: misha_makferson
2011-06-06 12:07 pm (UTC)
Ну стимпанк чё. :-) И пневматическая почта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-06-06 02:35 pm (UTC)
О! надо будет вдогонку отписать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: the_toad
2011-06-06 12:13 pm (UTC)
У нас на работе, кстати, водоструйные насосы стоят повсеместно, в связи с чем имеется централизованная подкачка. Так что технология вполне жива :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-06-06 02:12 pm (UTC)
Именно не на обычном водопроводе,а на специальном?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sobakaenot
2011-06-06 12:13 pm (UTC)
круто!
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-06 12:24 pm (UTC)

Никак

вскорости появится постинг про лондонские пешеходные туннели под Темзой. Судя по.
Интересная тематика, я помнится, несколько лет назад потратил несколько часов на копание в интернете по этой теме.
PS А про чикагскую туннельную сеть в курсе ? и про историю с тамошним подвальным потопом. Не только в маськве умеют снайперски забивать сваи.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-06-06 01:08 pm (UTC)

Re: Никак

Не исключено - хотя возможно про пневмотранспорт еще
(Reply) (Parent) (Thread)
From: macofffrot
2011-06-06 12:39 pm (UTC)

Об акведуке

Интересно что её окончательно убило,
бытовая техника наверно,
притягательность уже готовой поземных коммуникаций к ней.
Она наверно даже прибыльна была до самого конца, только не очень сильно.
(Reply) (Thread)
From: karpion
2011-06-06 12:57 pm (UTC)

Re: Об акведуке

Изобретение эффективных электрических моторов и двигателей внутреннего сгорания (бензиновый, дизельный) убивало любые системы, построенные на гидравлике и пневматике. См.мой пост ниже.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: asox
2011-06-06 12:49 pm (UTC)
А силовой "публичной" пневматики не существовало?
Хотя аварии, при случае, там должны быть ни дай бог.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2011-06-06 12:52 pm (UTC)
Публичной afaik нет, а вот железные дороги на пневмотяге и пневматическая система доставки почты (не в том смысле, что сейчас "пневмопочта", а вагончики в пару тонн весом, которые перевозили мешки с почтой по Лондону были. Собственно - вероятная тема следующего техноложеского поста.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: karpion
2011-06-06 12:53 pm (UTC)
Интересная конструкция, но обладает парой недостатков:
  1. Вода будет расходоваться, так что система завязана на источники воды, причём желательно чистой. От этого недостатка избавлена пневматическая система, хотя у неё свои недостатки.
  2. Воздух не проводи электричество, а вот воздух и воду он проводит. Это значит, что линия электропередачи может быть не изолирована (или иметь неизолированные участки), тогда как трубы гидравлики и пневматики д.б. герметичны на всём своём протяжении.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: russian_savage
2011-06-06 01:24 pm (UTC)
Да, но прорыв воздушой трубки грозит только шипением. Когда я работал студентом на заводе, крутил гайки пневмошуруповёртом. Когда с него соскакивает шланг довольнотаки просто его закрепить обратно. А вот если бы там имелась электрическая сеть, то провода бы приходилось и изолировать, и защищать как-то ибо мы постоянно с инструментом лазили во всякие удалённые места. Так что пневматика имеет свою жизнь. Конечно не для передачи на дальние расстояния.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: antontsau
2011-06-06 09:30 pm (UTC)
извращенческая технология. Ну то есть в условиях отсутствия лекстричества - нормально, еще и не так можно, но вообще кошмар-кошмар, прежде всего по кпд такой дальней гидропередачи (а уж у водоструйного насоса кепеде так совсем замечательный, да). Особенно с водой как носителем, она конечно потекла да и фиг с ней, не масло которое все вокруг загадит, но ведь ее в приводе использовать - редкостный геморрой на предмет коррозионной активности, зарастания говном и пр.

(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-06-06 09:55 pm (UTC)

В те годы

были большие проблемы с изоляцией. Тем более, на приличных напряжениях, когда гонять нужно большие мощности, а не двести раз по пятьдесят ватт для лампочек. Да и с электродвигателями нормальными тогда проблемы были.
Сколько была мощность и радиус обслуживания у первой эдисоновской электростанции ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
PS - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: gevor
2011-06-07 08:51 pm (UTC)
В Манчестере еще мощная сеть была, в промышленности активно использовалась.
(Reply) (Thread)