kouzdra (kouzdra) wrote,
kouzdra
kouzdra

Categories:

По поводу ковидной крейзы

Я не понимаю, почему кого-то удивляет идея что это массовая истерика поддержанная системными ненамеренными фальсификациями- такого рода массовых помешательств, где уже не люди контролируют ситуацию, а ситуация контролируетих известна масса - от разного рода охот на ведьм до шпиономаний и прочих маккартизмов. Ну вот пример классики - охота на ведьм в Аррасе:
Именно вмешательство герцога положило конец ужасным преследованиям чародеев и ведьм в 1461 г. в Аррасе – одной из самых обширных эпидемий безумия такого рода

Невероятное ослепление, с которым проводились кампании охоты на ведьм, частично объяснялось тем, что понятия ведовство и ересь смешивались. Вообще говоря, в понятие ересь вкладывали отвращение, страх и ненависть к неслыханным поступкам, даже если они лежали вне непосредственной области веры. Монстреле называет, например, садистские преступления Жиля дё Ре просто hérésie [ересью]. Общепринятым словом для обозначения чародейства во Франции в XV в. было vauderie, утратившее свою первоначальную связь с вальденсами. В великой Vauderie d’Arras мы видим не только жуткое, болезненное безумие, которое вскоре должно было породить Malleus maleficarum, но и всеобщее замешательство, как в народе, так и среди высокопоставленных лиц, сомневавшихся в том, что все эти обнаруженные злодеяния действительно имели место. Один из инквизиторов утверждает, что каждый третий христианин запятнал себя ересью. Его доверие к Богу приводит его к ужасающему выводу, что каждый обвиненный в сношениях с диаволом действительно должен быть виновен. Ибо Господь не допустит, чтобы кто-то был осужден, не будучи причастен к занятиям черной магией. «Et quand on arguoit contre lui, fuissent clercqs ou aulters, disoit qu’on debvroit prendre iceulx comme suspects d’estre vauldois» [«Когда же ему возражали, будь то клирики или прочие, он говорил, что их самих надобно хватать по подозрению в ереси»]. А если кто-либо продолжал утверждать, что та или иная вещь – не более как плод воображения, он говорил, что сами они заслуживают подозрения. Инквизитор этот был убежден, что по одному виду человека он в состоянии определить, замешан тот или нет в колдовских действиях. Позднее он и вовсе лишился рассудка – между тем как ведьмы и колдуны уже превратились в пепел.

Об Аррасе распространялось столько пересудов во время этих преследований, что люди не хотели ни принимать у себя тамошних купцов, ни предоставлять им кредит – из страха, быть может уже на следующее утро быть обвиненными в причастности к колдовству и лишиться всего своего имущества вследствие конфискации. При этом, по словам Жака дю Клерка, за пределами Арраса в истинность обвинений не верил даже один из тысячи: «oncques on n’avoit veu es marches de par decha tels cas advenu» [«никогда в землях, лежащих по сю сторону1123, не видели ничего подобного»]. Когда при свершении казни несчастные жертвы признавались в своих злокозненных действиях, даже самих жителей Арраса охватывало сомнение. Одно стихотворение, дышащее ненавистью к преследователям, обвиняет их в том, что всё это они затеяли, обуреваемые ненасытною алчностью; сам епископ называет это заранее разыгранным делом, «une chose controuvée par aulcunes mauvaises personnes»1124 [«вещью, выношенной некоторыми дурными людьми»]. Герцог Бургундский обращается с призывом к факультету в Лувене объявить о том, что многие не имели никакого касательства к черной магии и речь может идти всего лишь об игре воображения. Затем Филипп Добрый посылает в Аррас герольдмейстера ордена Золотого Руна, и с этого дня не было схвачено более ни одной жертвы, а с теми, над кем тяготело уже обвинение, поступали более снисходительно.

В конце концов все процессы над ведьмами в Аррасе были прекращены. Город откликнулся на это веселыми празднествами и представлениями с назидательными аллегориями.


© Хейзинга "Осень средневековья".

Найдите что называется хотя бы одно отличие от антивирусной кампании (разве что тогда ссылаись на авторитет церкви, а сейчас отсылают к авторитету науки).

Тут обычно даже "кому выгодно" в большинстве случаев не работает - потому что ситуация развивается "по собственной логике". Истерика может быть никому не выгодна - и тем не менее раскручиваться.

Upd: Мне уже тут начали нести "вирус реален, а ведовство нет" и про "опасную болезнь". Вирус реален примерно так же как и ведоство - люди которые практикуют черные обряды вполне реальны - и тоже некоторую социальную опасность представляют (а в средневековом обществе ереси представляли опасность не просто реальную - а нешуточную - та же реформация полтора века заливала европу кровью на уровне мировых войн 20 века). Именно - одно и тоже
Subscribe

  • Похоже прививочно-локдаунная

    Активность властей начала статистически значимо проявляться в уводе трудовых отношений в серую и черную зоны. Что в целом ожидаемо - по мере…

  • Умопомрачительное

    Тцт рассуждают о том что "вы тоже считаете, что доменный регистратор удаляет паспортные данные клиентов?" Интересно само представление о…

  • Трагедия Курьера

    Вообще же я с интересом уж смотрю на прогрессирующую параноечку в стиле Пинчона и Бразилии Гильяма. Что зарегулировать бардак все равно не выйдет я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 268 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Похоже прививочно-локдаунная

    Активность властей начала статистически значимо проявляться в уводе трудовых отношений в серую и черную зоны. Что в целом ожидаемо - по мере…

  • Умопомрачительное

    Тцт рассуждают о том что "вы тоже считаете, что доменный регистратор удаляет паспортные данные клиентов?" Интересно само представление о…

  • Трагедия Курьера

    Вообще же я с интересом уж смотрю на прогрессирующую параноечку в стиле Пинчона и Бразилии Гильяма. Что зарегулировать бардак все равно не выйдет я…