kouzdra (kouzdra) wrote,
kouzdra
kouzdra

Category:

Land of Thor

Тим Стридманн AKA stridmann (это который сайт Norrœn Dýrð) затеял перевод тревелога Джона Брауни "Земля Тора" - это турыстские записки по маршруту СПб-МСК-Таллин-Финка, далее через Норвегию в Исландию etc. Время действия - начало 1860-х. Они забавны:
Московская и Санкт-Петербургская железная дорога чуть более четырехсот миль в длину и состоит из двухколейного пути, широкого, хорошо нивелированного и прочно построенного. Все дела по обеспечению железнодорожного сообщения, ремонту поезда и колеи, работе мастерских и т. д., включая все практические дела оперативного управления, переданы по контракту американской компании, тогда как правительство заведует финансовым управлением и сохраняет за собой муниципальное управление.

Это — замечательный факт, характерная черта русских: несмотря на то, что они обладают необыкновенной способностью досконально изучить машиностроение и ни в коей мере не лишены технических навыков, им совершенно недостаёт управления и административных способностей. Расточительные, непредусмотрительные и недальновидные, они ничего не могут сделать без помощи более благоразумных и расчётливых голов, что держали бы их в пределах разумного. Так, в прошлом, когда они взялись управлять этой линией на свой страх и риск, несмотря на то, что начинали они с необычайным излишком материалов, они вскоре оставили поезда без колёс, позабыв следить за снабжением того, что расходовалось, двигатели запускались в неисправном состоянии, в исправности ничего не содержалось, никакая случайность не предусматривалась. И в конце концов всё, вероятно, окончательно сломалось бы, когда они решили, что лучше было бы отдать эту деловую отрасль по договору.

Их большой недостаток в том, что они страдают от идеи, будто ничего нельзя сделать без чрезмерного числа офицеров, солдат, полицейских и служащих всякого рода — по принципу, я полагаю, что если две головы лучше одной, то невежество или неумение малого числа служащих может быть исправлено большим количеством точно таких же. Другими словами, они, похоже, думают, что если пятьсот человек не могут быть усердными, умелыми и экономными, то пять тысяч, обученных точно в таких же школах, и с точно такими же наклонностями, должны быть в десять раз лучше. Даже теперь нет станции, не говоря уж об основании железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву, что не была бы заражена чрезвычайным излишком бесполезных людей в форме.

На больших вокзалах этих городов путешественник явно будет сбит с толку толпой офицеров и служащих, сквозь которых ему приходится проделывать свой путь. Прежде чем он войдёт в дверной проём, снаружи носильщики в ливреях предлагают взять его багаж; затем он проходит мимо охранников, которые внимательно осматривают его и позволяют ему войти; затем он встречает охранников, которые показывают ему, где найти билетную кассу; подойдя к кассе, он обнаруживает охранника или двух снаружи и полудюжину клерков внутри; затем он покупает билет, и офицер проверяет его, когда он входит в wirthsaal; там он встречает других офицеров, которым поручено сохранять порядок; когда звенит колокол, двери открываются; многочисленные офицеры снаружи показывают ему, где найти поезд и в какой вагон ему нужно сесть; оказавшись в вагоне, он четверть часа сидит и видит офицеров, всё время расхаживающих снаружи взад и вперёд, и задумывается о том, что нельзя предположить, что у людей в этой стране очень хорошее зрение, слух и согласие с самим собой, раз считается, что никто не способен использовать их на свою собственную ответственность.

Я только удивляюсь, почему они сразу не едят, не пьют, не спят и не путешествуют вместо кого-нибудь по доверенности, и таким образом избавили бы того от необходимости жить или перемещаться вообще. На самом деле, у меня была мысль спросить одного из этих лицензированных господ, не могут ли эти правила зайти настолько, чтобы охватить оплату моих расходов; но мне пришло в голову, что если с меня снимут эту ответственность, они одновременно могли бы обязаться писать эти записки вместо меня, которые, вероятно, изменили бы стиль и таким образом уничтожили бы мою индивидуальность.

Но следует признать, что порядок, удобство, вежливость и комфорт — преобладающие особенности железнодорожного путешествия в России. Проводники обычно говорят по-французски, по-немецки и по-английски и чрезвычайно заботятся о комфорте пассажиров. Часы отправления и остановки пунктуально соблюдаются — настолько пунктуально, что вы можете высчитать точную минуту, когда прибудете в любую заданную точку. Не имея часов, я всегда знал время, посмотрев на мой билет.
Subscribe

  • От кармы не уйдешь

    Подумалось тут что Москва хоть и не входила формально в улус Джучи (АКА "Золотая Орда") по духу и культуре и роли в политике была вполне ордынской. А…

  • Это уже смешно:

    В Москве и области с 19 июля отменяется система QR-кодов для посещения ресторанов и кафе. В столице разрешили работу ночных клубов, баров и…

  • Это уже щедрин какой-ектто:

    Бибися про какой-то умучанный от кровавой гебни "Проект": Один из самых нашумевших материалов "Проекта" был посвящен акционеру банка "Россия"…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • От кармы не уйдешь

    Подумалось тут что Москва хоть и не входила формально в улус Джучи (АКА "Золотая Орда") по духу и культуре и роли в политике была вполне ордынской. А…

  • Это уже смешно:

    В Москве и области с 19 июля отменяется система QR-кодов для посещения ресторанов и кафе. В столице разрешили работу ночных клубов, баров и…

  • Это уже щедрин какой-ектто:

    Бибися про какой-то умучанный от кровавой гебни "Проект": Один из самых нашумевших материалов "Проекта" был посвящен акционеру банка "Россия"…