Фольклорист, старший научный сотрудник ЛТФ ШАГИ ИОН РАНХиГС Мария Гаврилова выяснила, как в российские школы вернулись советские военные игры — и почему их содержание изменилось до неузнаваемости.
Ренессанс советской педагогики во многом инициирован сверху.
В сентябре 2014 года правительство РФ утвердило «Концепцию развития дополнительного образования детей», в которой была дана прямая санкция вернуться к «испытанным» практикам вроде сдачи норм ГТО, детских военных сборов и «Зарницы».
Причем выглядит всё это чуть ли не воинственней, чем в СССР: через год после принятия «Концепции» была создана «Юнармия» — милитаризированная пионерия, как грибы после дождя чуть ли не в каждой школе стали открывать кадетские классы.
Мы видим, что власть хочет сделать детей патриотами, но толком не знает как.
...
Пожалуй, самое пугающее из всех сегодняшних военизированных соревнований — сборка-разборка АКМ.
Но даже оно при близком рассмотрении оказывается чем-то вроде биатлона — того, что раньше имело отношение к военному патрулированию, но уже давно стало чисто спортивной дисциплиной.
Это не автомат, а всего лишь его «массо-габаритная модель», никто не пытается учить школьников стрелять из калаша — потому что безопасность.
Да и вообще оружие на школьные мероприятия приносят не столько чтобы стрелять, сколько чтобы фотографироваться с ним.
...
Вместо бега по пересеченной местности, «диверсий» друг против друга и «рукопашной» со срыванием погонов детям предлагают выразительно спеть «Катюшу», припомнить фамилии героев и даты сражений, собрать пазл с военной техникой — и всё это не выходя со школьного двора.
Похоже, что истинная цель возрождения «Зарницы» состоит именно в этом: если в СССР игра была средством НВП, то сегодня символическое в ней перевешивает практическое.
Это больше не «войнушка», а праздник, драматическое представление, поминальный фестиваль.
Ну там еще много забавного в этом роде.
Любопытно что несмотря на неплохо поставленное НВП у меня в школе "военно-патриотических игр" вообще не было - была военная подготовка в "обычном" смысле этого слова - ну автомат там, как окоп для стрельбы лежа вырыть, перемещение перебежками, противогаз там и радиометр ДП-5, ориентирование и прочее "обычное" и совершенно не идеологизированнное.
Ничем кроме "облегченного" формата от армейской начальной подготовки не отличающееся.
Идеологический момент как раз в НВП отсутствовал полностью. В истории или литературе - да, а вот НВП было полностью деидеологизировано и плакаты на стенках были про поражающие факторы ядерного взрыва и ОМП и методы защиты от них а не "про великий подвиг предков".
Вообще "игровой" элемент в школе отсутстовал класса с 5-го (ну разве что футбол-баскетбол на физре).
Вероятно кстати одна из причин почему нынешние "ролевые игры" (что патриотические, что "демократические") и вызывают у меня некоторую брезгливость (как и лицедейство и массовики-затейники вообще). Нынешние "патриотические" шоу и патриот-храмовые комплексы кроме как клоунаду и китч я воспринимать не способен.
Демократические впрочем (вроде тех что щас в Минске) - тоже.
Ну и "чувство сопричастности" у меня вполне атрофировано.