?

Log in

No account? Create an account
К эволюции братьев Стругацких: - kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К эволюции братьев Стругацких: [Jun. 21st, 2010|06:54 am]
kouzdra
[Tags|]

А ведь одной из первых книжек Лема была коммунистическая утопия ("Магелланово облако") - и одной из последних - тоже: "Осмотр на месте". Забавно сравнивать с эволюцией АБС: иллюзий лишились и тот и другие, а результат - разный :)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: pargentum
2010-06-21 04:03 am (UTC)
Чего надо накуриться, чтобы счесть "осмотр на месте" коммунистической утопией?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xp_cmdshell
2010-06-21 06:59 am (UTC)
Люзания - это типичная коммунистическая утопия. Конечно, не такая прямолинейная как в "Магеллановом облаке" и тем более в "Астронавтах", но всё же...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pargentum
2010-06-21 08:00 am (UTC)
Признаться, не понимаю, что в Люзании коммунистического и что утопического.
Скорее я бы Люзанию охарактеризовал как антикоммунистическую антиутопию (но при этом довольно остроумную).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xp_cmdshell
2010-06-21 08:26 am (UTC)
коммунистическую в том смысле, что в Люзании достигнуто изобилие. Во всяком случае, к Люзании Лем относится с иронией, а к Курдляндии - с сарказмом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pargentum
2010-06-21 08:46 am (UTC)
Коммунизм предполагает достижение изобилия определенным способом, а именно за счет центрального планирования.
В Люзании предпринят комплекс мер, который, помимо прочего, исключает возможность центрального планирования, поэтому Люзания никак не может быть коммунистической.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xp_cmdshell
2010-06-21 09:28 am (UTC)
по-моему не важно как достигнуто, важно отсутствие рынка и товарного производства
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pargentum
2010-06-21 10:20 am (UTC)
Большинство коммунистов с вами не согласятся, им важен не только результат но и путь к нему. Тех, кто предлагает достигать коммунизма через развитие изобилия при капитализме они клеймят как оппортунистов, а то и предателей. Собственно, даже насчет рынка и товарного производства вы, возможно, не правы, об экономическом устройстве жизни в Люзании вообще довольно мало информации. Вполне возможно, там и есть товарное производство, ведь кто-то все эти "услаждающие производства" если не выполняет непосредственно, то, во всяком случае, кто-то же их проектирует.

Люзания больше похожа на результат винджевской сингулярности, чем на мечты коммунистов.

И главная задача ошустренной среды (искоренение насилия и принуждения) - скорее капиталистическая проблематика, чем социалистическая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xp_cmdshell
2010-06-21 10:50 am (UTC)

насчёт большынства коммунистов согласен

но с точки зрения обыденных советских представлений о коммунизме в Люзании самый настоящий коммунизм.
Что касается экономики Люзании, то я обратил внимание на два примечательных факт
1. В предшустринную эру был открыт неисчерпаемый источник энергии.
2. Для граждан Люзании установлена квота потребления энергии, но они вольны использовать её как им заблагорассудится, за исключением того, что квоту нельзя накапливать и объединять с квотами других лиц.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pargentum
2010-06-21 11:56 am (UTC)

Re: насчёт большынства коммунистов согласен

Квота потребления - это уже, строго говоря, не коммунизм даже в обыденно-советском понимании.
Кстати, по вашей логике, "Хищные вещи века" - тоже коммунистическая утопия, ведь там же было изобилие?

И, еще кстати, перечитав этот отрывок, должен сказать, что там явным образом упоминаются товарно-денежные отношения на предшустровом этапе, и почти явным образом - уже в современности. То есть Люзитания эволюционировала вовсе не из социализма.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xp_cmdshell
2010-06-21 02:05 pm (UTC)
В "Хищных вещах века" скорее предкоммунистическая утопия/антиутопия. А что касается Люзании, то там квотирование ввели не из-за недостатка ресурсов, а именно по морально-этическим соображениям, ресурсов хватало на всех, но неограниченное потребление вело к разрушению общества. В общем, отличие коммунистических утопий в "Осмотре на месте" и "Хищных вещах века" от стандартных коммунистических утопий (типа "Магелланова облака", "Туманности Андромеды" или "Полдень,22-й века") на мой взгляд состоит не происхождении изобилия и не в соцыально-экономической природе предшествующих обществ, а в различии взгляда творцов этих утопий на природу человека. То есть в стандартных коммунистических утопиях при коммунизме человеку человеку друг, товарищ и брат, а при капитализме - человек человеку волк. На самом же деле человек человеку козёл. И это главная причина неосуществемости коммунистических утопий. Как, впрочем, и либертарианских.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xp_cmdshell
2010-06-21 02:10 pm (UTC)

Re: насчёт большынства коммунистов согласен

да, и кстати, почему я всё-таки считаю Люзанию утопий? Я задаю себе вопрос: хотел бы я жить в такой стране, как Люзания? Наверное, да. А вот в Курдляндии - увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Павел Волков
2011-05-09 04:11 pm (UTC)

Re: насчёт большынства коммунистов согласен

==1. В предшустринную эру был открыт неисчерпаемый источник энергии.==
Так этих неисчепаемых источников энергии и сейчас хоть пруд пруди, причем они дают треть мирового производства энергии.
Открывать ничего не надо.
В Люзании как-то научились использовать энергию движения планеты вокруг солнца.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2010-06-22 06:57 am (UTC)
об экономическом устройстве жизни в Люзании вообще довольно мало информации. Вполне возможно, там и есть товарное производство, ведь кто-то все эти "услаждающие производства" если не выполняет непосредственно, то, во всяком случае, кто-то же их проектирует.

Там есть ответ - работает там несколько % населения - добровольно, более того - работа - дефицитный ресурс, ничего, кроме дополнительных обязанностей не налагающая (Тюкстль, в компании которого Тихий в финале занимается "туризмом", отрабатывает обязательную для чиновников процедуру) - но желающие находятся - ибо интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bisey
2010-06-22 02:27 pm (UTC)
***ибо интересно***
Зато на чиновников ведётся охота (БОБИК - большая облава на индиффирентных кандидатов), ибо никто ими быть не хочет :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: karpion
2010-06-21 08:42 pm (UTC)

Присоединяюсь к Вашему мнению (-)

^
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: apollo_13
2010-06-21 08:22 am (UTC)

АБС

Я плохо знаком с творчеством АБС. С чего у них начиналось и чем закончилось?

"Осмотр на месте" утопия скорее техническая что-ли.

А еще была капиталистическая утопия "Рассказ второго размороженного"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xp_cmdshell
2010-06-21 08:28 am (UTC)

Re: АБС

ну там всякими поисками предназначения и теоремами Этики. УГ во всех отношениях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: retiredgod
2010-06-21 09:25 am (UTC)
Лем Стругацких технологически обошел.
У них "гипнотизаторы" или "электрошок" - один способ отнимает свободу воли, другой необъективен.
А у него - нанороботный распределенный бог, действующий по принципу сохранения количества вины :)
С коммунизмом-капитализмом это как-то перпендикулярно.
(Reply) (Thread)