В годы Первой русской революции получило широкое распространение такое явление, как захват крестьянами монастырских и церковных земель. Хотя стоит заметить, что по описи 1905 г. в собственности церквей, монастырей и личной собственности духовенства было около 3 млн. десятин земли, то есть менее 1% общей площади. Несмотря на такой, казалось бы, незначительный процент, вопрос о церковномонастырских землях приобрел принципиальную остроту. Ведь речь шла о социальной справедливости, о которой должна была заботиться церковь. Повсеместно развернулось движение за изъятие в пользу крестьян этих земель. На первом делегатском совещании Всероссийского крестьянского союза 6 - 10 ноября 1905 г. в Москве единогласно было принято решение об отчуждении без выкупа монастырских и церковных земель
Сама же церковь придерживалась противоположной точки зрения. В 1906 г. на предсоборном Совещании Русской православной церкви была категорически отвергнута идея ликвидации церковно-монастырского землевладения. Стоит заметить, что ряд представителей городского духовенства высказались за ограничение церковного землевладения, дальновидно усмотрев в нем одну из причин крестьянских антиклерикальных выступлений. Например, "состоявшееся в Казани пастырское собрание по земельному вопросу высказалось за продажу церковных земель народу, указывая на то, что земля пагубна для пастырей,
так как, занимаясь земледелием, пастырь пренебрегает своими обязанностями... отдавая земли в аренду, духовенство привыкает к торгашеству"
На сам деле и с помещичьими землями было точно так же.
Ну не говоря уж о том, что 1% - это немного "в среднем" - а если у тебя монастырские владения под боком - то от их экспроприации уже несколько иные цифры выйдут.
Попы в принципе должны быть по гроб жизни благодарны Екатерине II, которая их от подавляющей части их земель облегчила - а то бы была кровь и очень много. Во Франции собственно попы до революции как раз "со всем барахлишком" дотянули - ну и с ними и по другому и разбирались.