kouzdra (kouzdra) wrote,
kouzdra
kouzdra

Categories:

Номинализм vs реализм - "основной вопрос философии"

Тут под замком попался постъ про "вымя розы" - ну так - там на деле остроактуальная проблематика же (и да я конечно номиналист - и это имеет совершенно прикладное значение - философия вообще-то очень прикладная вещь):
И да - я начал в этом вопросе разбираться еще в школе - чем обяязан паре книжек - "Основаниям теории множеств" Френкеля и Бар-Хиллела и "Истории философии" - толстому талмуду о многих авторах для советских философских аспирантов, который однако схоластическую науку и проблематику излагал совершенно адекватно - и так что было совершенно понятно что спорили о вещах крайне осмысленных
... В разные эпохи, на разных широтах перед нами все те же два бессмертных противника, лишь сменяющие языки и имена. Одного зовут Парменид, Платон, Спиноза, Кант, Френсис Брэдли; другого — Гераклит, Аристотель, Локк, Юм, Уильям Джемс. На неприступных высях средневековой схоластики все взывают к Аристотелю — наставнику человеческого разума («Convivio», IV, 2), но номиналисты все же следуют Аристотелю, а реалисты — Платону.

Джордж Генри Льюис считал, что единственный средневековый спор, имеющий философскую ценность, — это полемика между номинализмом и реализмом. Суждение слишком смелое, но лишний раз подчеркивающее накал тех упрямых дебатов, которые разгорелись в начале IX века из-за одной фразы Порфирия, переведенной и откомментированной Боэцием. Ансельм и Росцеллин продолжили схватку в XI веке, а в XIV ее опять оживил Уильям Оккам. Прошедшие годы, как и следовало ожидать, лишь до бесконечности умножили позиции и оттенки. Если, однако, для реализма первичными были универсалии, а мы говорим — абстрактные понятия, то для номинализма — единичные вещи.

История философии — не музей развлечений и словесных игр. Вполне вероятно, что два эти тезиса соответствуют двум основным способам познания. Морис де Вульф пишет: «Ультрареализм приобрел первых сторонников». Хронист Германн (XI век) называет antique doctores6 тех, кто преподает диалектику in re; Абеляр пишет о ней как о «прежнем учении», и вплоть до конца XII века по отношению к противникам употребляется слово «moderni». Тезис, сегодня немыслимый, казался очевидным в IX веке и отчасти сохранился до XIV.

Некогда новинка, объединявшая скромное число неофитов, номинализм теперь разделяется абсолютно всеми. Его победа столь внушительна и бесспорна, что само имя стало ненужным. Никто не называет себя номиналистом, поскольку других просто нет. И все же попробуем понять, что сутью для средневековья были не люди, а человечество, не каждый в отдельности, а общий вид, не виды, а род, не роды, а Бог...
Subscribe

  • Ещё лампочное из комментов

    Даже в 70-е электричество вау эффекта не производило. У меня в деревне в домике киловаттный чемоданчик стоял, но его только ради телевизора и…

  • На тему лампочки ильича ещё

    Собственно позавчера: Сидим выпиваем/закусываем вечером. Электричество рубанулось. Оно там пару дней отваливалось. Изображали все люстры из…

  • Теплое сортирное электричество Ильича

    Ну так - а что вообще эта "лампочка Ильича - символ прогресса*" в деревне 20-х давала? Кроме довольно говняного и недешевого света ведь и ничего. А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments

  • Ещё лампочное из комментов

    Даже в 70-е электричество вау эффекта не производило. У меня в деревне в домике киловаттный чемоданчик стоял, но его только ради телевизора и…

  • На тему лампочки ильича ещё

    Собственно позавчера: Сидим выпиваем/закусываем вечером. Электричество рубанулось. Оно там пару дней отваливалось. Изображали все люстры из…

  • Теплое сортирное электричество Ильича

    Ну так - а что вообще эта "лампочка Ильича - символ прогресса*" в деревне 20-х давала? Кроме довольно говняного и недешевого света ведь и ничего. А…