Героическое |
[Feb. 10th, 2019|07:23 pm]
kouzdra
|
XV. Героизм
Поднятый Нельсоном перед Трафальгарской битвой флажковый сигнал вовсе не гласил: "England expects that every man will be a hero" ("Англия ждет, что каждый станет героем"). Он гласил: "England expects that every man will do his duty" ("Англия ждет, что каждый выполнит свой долг"). В 1805 году этого было вполне достаточно. Так оно и должно было быть. Этого же было достаточно и для павших под Фермопилами, чья эпитафия, красивейшая из когда-либо сочиненных эпитафий, не содержала ничего, кроме бессмертных слов: "Чужестранец, передай лакедемонянам, что мы лежим здесь, послушные их приказу". *
Активные политические партии наших дней ссылаются на все могучие идеи и благородные инстинкты, свидетельством которых стали Трафальгар и Фермопилы: дисциплина, служение, верность, послушание, самопожертвование. Но для таких призывов им уже мало слова "долг", и они взвивают флаг героического. "Принцип фашизма -- героизм, принцип буржуазии -- эгоизм". Это можно было прочитать в Италии на плакатах, украшавших стены перед выборами весной 1934 года. Просто и выразительно, как алгебраическое уравнение. Решенный вопрос, прописная истина (leerstuk).
Для поддержки и утешения в суровой жизненной борьбе и в качестве объяснения великих деяний человечество всегда нуждалось в гипотезе о высоком назначении человека, о превосходящей обычную меру человеческой силе и отваге. Мифологическое мышление переносило осуществление такого величия в сферу сверхчеловеческого. Герои были полубогами: Геракл, Тесей. Но еще в период расцвета Эллады термин "герой" перешел на простых смертных людей: на павших за отечество, на тираноубийц. Однако это были всегда уже мертвые. Культ мертвых был зерном героической идеи. Понятие "герой" стояло рядом с понятием "почивший". Лишь впоследствии, вообще говоря только риторически, оно распространилось и на живущих.
Хейзинга "В тени завтрашнего дня" Заметил тут скормив The Right Stuff местному быдло не очень тилихентному народу - вот как раз сценка в кабаке Панчо оному народу заходит на 146% (как и вообще - а что это тот мужик который на ракете сброшенной с бомбардировщика летал - а что он еще жив - да ни .уя же - круто) - когда в кабачке Панчо очень молодой и очень на понтах новый летчег рассправшивая почему вот на это выставке фотокрафий крутых пилотов нет того ищи кого - и задает улыбаясь перед бабой в какой момент "главный" вопрос -
"что надо сделать чтобы и мою фотку туда поместили"
Получая абсолютно предметный ответ - "для этого надо умереть" (это да было у Панчо критерием отбора для ее иконостаса)
Сценка на деле быдлонародным сознанием осознается как "своя" - что по мне о оном сознании говорит только хорошее (плохого там тоже много). Заметил я это на примере реакции местного вора - но потом таки - все (не только воровской природы пипл) на этот момент западают |
|