? ?
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Задумался тут: [Feb. 6th, 2019|10:30 am]
kouzdra
https://www.bbc.com/russian/news-47134369
... географический Северный полюс - ничем не примечательная точка нашей планеты (с точки зрения физики), и навигационные системы определяют его местонахождение относительно магнитного полюса, который легко находится с помощью компаса.

Ну что в общем-то есть такое устройство "гирокомпас", которое как раз имеет свойство ориентироваться именно на "ничем не примечательную точку" бибисям неведомо.

Но задумался я о другом - классический гирокомпас устройство довольно хитрожопое (ибо прецизионое). А нельзя из тройки лазерных гироскопов собрать что-то похожее, но попроще? Просто на замере угловых скоростей.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: the_toad
2019-02-06 08:32 am (UTC)
Гм, так вроде как и собирают. У них просто ошибка копится не так, как в механике. Но там вроде была идея "а давайте намотаем километр стекловолокна".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2019-02-06 08:39 am (UTC)
Так идея гирокомпаса как раз в том, что в нем ничего не копится - гироскоп положеный горизонтально стремится ориентироваться осью на ось вращения земли.

Просто сила не слишком большая, потому его надо старательно изолировать от возмущений.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ping_ving
2019-02-06 09:05 am (UTC)
Разве гирокомпас (механический) не наводится на механический полюс сам собой, в чём его отличие от гирополукомпаса и состоит?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: aso
2019-02-06 09:23 am (UTC)
Наводится.
Вот только для этого он должен иметь чёткую привязку к вертикали - либо там возможны разнообразные ошибки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 05:13 pm (UTC)
вы будите смияцо, но для протативных летательных аппаратов и дисяток километров оптики - ваще гавно вопрос. есть пара-тройка телеуправляемых боеприпасов, которые рулюца по разматываемомому изжжопы оптоволоконцу
(Reply) (Parent) (Thread)
From: spqr_voldi
2019-02-11 09:18 am (UTC)
У нас тут в соседнем кабинете сидит человек, к одному из таких изделий руку приложивший.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-11 04:02 pm (UTC)
Чет сомнительно что в сраной сумели сварить и вытянуть потребные для этого пластиковые оптоволоконцы. Ибо там необходимо обеспечить не просто определенное затухание, но и механические свойства, причем устраивающие вояк по диапазону температур и срокам хранения. Понятное дело что бобина хранится в герметизированной капсуле с газовым составом и без влажности - то есть просирание полимеров окислением и теде в данном случае решаемо, но вопрос стабильности самого пластика волоконца во времени вопрос тот еще.

Судя по пердимоноклям с крылом МЦ-21, фибру на которые закупают у торэя (и попали под санкции), фибреное производство в сраной даже для ваэнных апликациев высшего разбора (из их мотают бочки для твердотопливных мбр, например) - осталось на уровне 70-х, когда эту технологию попятили у буржуинов под ключ.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: spqr_voldi
2019-02-11 06:50 pm (UTC)
За все волокна не скажу, с базальтовым волокном для газовых центрифуг одно время проблемы были, но вроде всё пофиксили (с другой стороны там вряд ли что меняли с тех самых 70-ых...).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: aso
2019-02-06 08:33 am (UTC)
В гирокомпасе, вроде-бы, главная сложность - в определении местной вертикали для маневрирующего объекта (судно в шторм или самолёт).
Ибо без этого нечего мерять.
Собственно, в авиации для этого уже давно используется специальная система - гировертикаль.
Вот, кстати - статья на эту тему, правда, кмк - весьма древняя.

P.S. А вообще, точку магнитного полюса определяют, вроде бы даже хуже полюса географического. Да и направление на него - заметно плавает от места.
(Reply) (Thread)
From: siberian_chem
2019-02-06 04:49 pm (UTC)
Квест точного наведения на магнитный полюс настолько нетривиален что во время гонки за долготой так успехом и не увенчался.

По пути потребовался сущий пустяк - картографирование всех магнитных аномалий земли, которая если по простому то только из аномалий и состоит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vitus_wagner
2019-02-06 10:18 am (UTC)
suvorow_ как-то развлекался. Не то чтобы по этому ориентироваться было можно...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2019-02-06 10:32 am (UTC)
Он с MEMS-гироскопом игрался, у которого точность вообще никакая - основное преимущество что размером с микросхему и стоит в районе доллара (вся IMU сборка - с гироскопом, акселерометром, компасом и высотомером)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Алексей
2019-02-06 01:06 pm (UTC)
Русские хакеры украли магнитный полюс, принадлежащий всему человечеству?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2019-02-06 01:13 pm (UTC)
Cкорее у канадцев стырили. Но это-то уже не новость...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 03:19 pm (UTC)
Пися в том, что прогресс ИНС объективно никому уже нахер не нужен. На КР основная проблема навигации была в том, чтобы не въебаться в рельеф местности. Эту проблему можно было решить неебически точной ИНСой в совкупности с опизденительной картой. Но выяснилось что радиовысотомер и не особо точная карта местности решают этот вопрос куда как лучше, да еще вдобавок дают тот же самый навигатор - бесплатно, как побочный эффект. У баллистическихЪ ракет ту же роль выполняет гравиметр и гравиметрическая карта.

Ну а у тех ваэных где труба пожыже топопривязку делают методом тыка, примуществено предварительно - в довоенные времена (вера в то что джыпиес сохранит свою функцыанальность в час Хэ в народных военных массах отсуствуеть).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2019-02-06 03:31 pm (UTC)
Прогресс ИНС довольно давно идет в совсем другую сторону - удешевления. Шас простейшая ИНС стоит несколько баксов. При этом работает довольно сносно. Именно поэтому они щас опять и стали очень популярны.

Собственно их везде и втыкают, потому что самый простой способ текущего управления дроном. А ошибку корректировать - ну да - хоть по карте, хоть на не очень больших расстояниях - просто по съемке местности под машинкой - отследить куда и с какой скоростью она летит можно просто по смещению картинки (тем более что примерно это и так известно).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 03:39 pm (UTC)
пожалуста не путайте ИНС, то есть штюку, которая заменяет собой штурмана и пачку беломора и совокупность первичных пилотажных датчеков - хрена, тангажа, скольжения, приборной скорости, барометрическогой высотомера - то бишь пелота.

У пелота и у штюрмана разные функцыи. у пелота штобы тупо лететь, а у штурмана - чтобы лететь куда надо.

причем разные настолько. что взяв интерграл от пелота мы не получим штурмана, а продифцеренцыровав штурмана - не получим пелота.

на вашы деньги это получитса что взяв за основу доларовый чипок мемсдатчегов и приляпав к нему интегрирующую приблуду вы получите такого ахуительного сусанена, что все поляки мира обрыдаютса от зависти
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2019-02-06 03:55 pm (UTC)
Я не путаю - ИНС отличается от перечисленных датчиков как раз тем что меряет угловые скорости и ускорение (с направлением).

Чтобы получить углы и скорость надо именно интегрировать показания. На штурмана дешевая ИНС действительно не тянет - но в силу низкой точности, а не другого функционала по датчикам

Edited at 2019-02-06 03:56 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 04:15 pm (UTC)
Байки о магических ИНСах, которые при возвращении пепелаца на родную стоянку "приходят в нуль" такие байки. Дело не в стоимости или габаритах, дело в принципе - ошибка там накапливается самым гадским и принципиальным образом. И дешовый чипковый инс от громадного вытесанного из цельного алмаза отличается сугубо временем накопления ошибки большей чем дает секстант из лаптя в обсерватории.

Тока обсерва (разновидность - жипиёс), и/или привязка к местности, токо хардкор.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2019-02-06 04:20 pm (UTC)
GPS (впрочем еще компас с акселерометром - который кроме прочего еще землю немножко дает) ну да - для коррекции.

Оперативное управление - по инерциалке. Потому что самое простое и дешевое.

Но вопрос поста касался никоим образом не инерциалок надо сказать - гирокомпас совершенно из другой оперы устройство.

Оно как раз никаких ошибок не копит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 04:50 pm (UTC)
Лузерный "жыроскоп" это инерциальный датчег в чистом виде.

Гирокомпас жи не инерцыальный ни в каком виде - это соборат магнитного датчега. Точно также детерминирован землей в смысле планетой. В ём погрешность с течением времени и перемщением не копитца, а наебинрот - нивелируетца.


Ну девочка, ну еб ж твою мать. Все клинометры - гравитационные. Они пистоянно взаимодействуют с землей матушкой (а особо чуйствительные еще и с луной, но не будем о грустном, тем более в случае ла это похуй, если это не миссия аполло). Все высотомеры - нихуя не инерцыонные. Они либо радива, либо барометрические. То есть взаимодействуют либо с земной твердью, либо с хрустальным кумполом небес. Все датчики скорости взимодействуют с атмосфърой.
Датчег угла отаке взаимодействует ой блядь, опять с хрустальной твердью небес.
И я посмотрю на то гастелло, которое будет полетать на вышеперечисленных дивайсенгах, эмулированных инсой. Спойлер - полететь оно будет недолго.

И щито у нас остаёца на долю труЪ инса? Компаз и трахометр. В деле пелотирования нахуй нинужные - от слова совсем. От так то от.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: aso
2019-02-06 05:13 pm (UTC)
У пелота и у штюрмана разные функцыи. у пелота штобы тупо лететь, а у штурмана - чтобы лететь куда надо.

Гэта от несовершенства датчиков и исполнителей, в основном.

причем разные настолько. что взяв интерграл от пелота мы не получим штурмана, а продифцеренцыровав штурмана - не получим пелота.

...такто людишки пользуют ЖПСину при посадке - хотя это и ай-яй-яй, аведь казалось бы. Да и исжили, во многом, штурманов из ГА, к примеру - толька ВТА и БА (но там онм, скорее - "оператор вооружения").

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 05:17 pm (UTC)
>такто людишки пользуют ЖПСину при посадке

на нары разве что. и то, если повезет уцелеть и пожарные с парамедиками сработают наотличненько.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: aso
2019-02-06 05:43 pm (UTC)
Вам доложить зобыле...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 06:01 pm (UTC)
не, ну действительно, какая разница IL чи GP - и там и там System об радиво

рацыя не на лампах или транзисторах, а на бронепоезде
(Reply) (Parent) (Thread)
From: aso
2019-02-06 06:32 pm (UTC)
Скажем таг, мне чрезвычайно уверенно рассказывале, что в первой половине 90х - леталы в пределённых местах предпочтали заходить по ЖПС, причом даже бытовым - нежели трахаться с КГС/ILS.
Мечты о создании MLS - так и остались мечтвми именно из-за ЖПС.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2019-02-06 06:57 pm (UTC)
то что хорошие навигаторы приличного класса с собой брали и по ним сверялись наверху - такое я слышал. но делалось это всегда при наличии запаса времени на исправление ошибки - грубо говоря если дивайс сдохнет, хватит времени определиться штатным образом. ну и всякие там РСБН один хуй переключали как положено. заход на привода по заблудометру я уже не представляю - не та там детализация у карт, да и с аэронавигационными очень сильно сомневаюсь что они были в том же навигаторе (и есть) они ограниченного хождения - взъебать могут.

ну и чтобы жипиесом подменяли РВ, приводные маяки, ИЛС етцетера - это тупо нереально. чтобы вам было понятно - как тот же жыхуль по джыпиесу в гараж загнать. на скорости километров этак в 60-70, ггг.
(Reply) (Parent) (Thread)