Различия в статусе взрослых и детей в Коммуне минимизировались: внутри Коммуны все были прежде всего ее членами. Все взрослые, так или иначе связанные с Коммуной, назывались «друзьями» («друг Коммуны», «друг отряда»). Они составляли в Коммуне отдельный отряд – штаб Коммуны, который коммунары называли «Ревком».
...
Коммунары вообще очень охотно использовали названия, так или иначе связанные с войной и, в частности, с эпохой Гражданской: «операция» вместо официального «мероприятие», «командиры», «комиссары» и «ветераны» Коммуны. Девизом Коммуны стал призыв, которым М.В. Фрунзе завершал свои приказы: «Смело и бодро вперед! Победа во что бы то ни стало!» Коммуна состояла из коммунаров и членов Коммуны. Далеко не все члены Коммуны (как взрослые, так и дети) удостаивались звания «коммунар». Решение о том, кто будет коммунаром, а кто нет, принимали сами коммунары.
...
Из коммунаров исключали, если человек не соответствовал «Требованиям к коммунару» – к примеру, не улучшал по мере сил пионерскую работу в школе. Исключали и за нарушение общих законов Коммуны – например, за курение.
Нарушение общих законов рассматривалось коммунарами как оскорбление, потому что человек лицемерил, а лицемерие (так же как формальность и фальшь) было для коммунаров одним из самых больших «грехов». Заметим, что одной из причин исключения И.П. Иванова [отца-основателя заведения] из Коммуны стала именно его «неискренность» с коммунарами, поскольку, как выяснилось, Коммуна для Иванова была «педагогическим экспериментом». Такое поведение было воспринято как «ложь» и «предательство», поскольку коммунарам казалось, что, с учетом этой позиции, все, что они делали, лишалось ценности, превращаясь всего лишь в подтверждение эффективности определенной педагогической методики.
...
Борьбу с несправедливостью за пределами Коммуны коммунары воспринимали не только как личный долг, но и как свою прямую обязанность – собственно, правила Коммуны и вменяли именно такую позицию
...
Для коммунаров пионерский галстук был не просто символом пионерской организации, но и символом Коммуны: «Галстук [я] носила до 11 класса. Я такая здоровая была. Мальчишки, значит, пристали. Я тогда, видимо, крепче объясняла. Тогда мне было все понятно. Я им спокойно рассказала про Коммуну. Сказали: ну, давай, ладно, носи. Мальчишки не из моего класса».
Именно через отношение к пионерскому знамени (илл. 10) и пионерскому галстуку коммунары объясняют свое отличие от обычных пионеров, а Коммуны – от обычного пионерского отряда или дружины: «Мы в школе все были, где все было другое. Видно было, что все по-другому. Другой тип отношений, да? В том числе, и в пионерской организации. Никто не ценит знамя, галстук. А вот мы ценим»
...
И руководители Коммуны, и коммунары понимали, что пионерский галстук за пределами школы будет воспринят именно так. Пионерский галстук в этой ситуации был знаком, функцией которого было не только обозначить принадлежность к определенному сообществу, но и вызвать соответствующую реакцию у «мещан». Именно по этим причинам коммунары продолжали носить пионерский галстук, уже будучи взрослыми
На сам деле судя даже по этой статье получилась херня намного превосходящая то что мне думалось. Что любопытно - но авторам статьи кажется результат нравится :)
Ну а судя по выдержкам из свежевышедшей книжки некоей Дарьи Димки (собственно в попытках поиска которой я и наткнулся на этот сборник - там она тоже поучаствовала) - вообще местами доигрались до "повелителя мух - лайт" (причем думаю, правда вполне - со статьей корреспондирует очень хорошо).
Причины видимо две: отбор по принципу "подобное - к подобному" (добровольность комплектования вела к отбору весьма специфического контингента), вторая - откровенно игровой (в отличие от макаренковского заведения, которое сформировалось под давлением элементарно бытовой выживальщикой задачи) характер - что собственно и отмечает один из апологетов затеи:
С одной стороны, С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко ставили в основу коллективной самореализации воспитанников их производительный труд в собственном развивающемся сельскохозяйственном или промышленном «детхозе», а у И. П. Иванова никогда «детхоза» не было. И задачи создания таких детхозов И. П. Иванов не ставил...
Но, с другой стороны, И. П. Иванов не только взял у Шацкого и Макаренко некоторые «элементы системы» («откровенный разговор», «общий сбор», институт «дежурных командиров» и др.), но и в условиях, когда в педагогике начал господствовать тезис о том, что главный труд школьника — учёба, что учебная деятельность в «школьные годы» готовит к последующей трудовой деятельности во «взрослой жизни», смог придумать «по мотивам» произведений Шацкого и Макаренко такую методическую систему, которая оказалась настолько «играбельной», что её смогли осваивать и внедрять сами подростки
Ну в общем - шестидесятники - такие шестидесятники. Из всего комсомол сделают (да и то комсомол пожалуй получше будет - ближе к реальному сектору все-таки)