?

Log in

No account? Create an account
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Все равно политбюро получается" [Dec. 12th, 2018|10:57 am]
kouzdra
Я "коммунарским движением 60-х" никогда особенно не интересовался, относясь с естественным подозрением из-за ассоциаций с Крапивиным. Тут попалась ссылка на заметку про "коммуну юных фрунзенцев" (которая считается вроде как основоположником движухи) - открылись бездны:

Различия в статусе взрослых и детей в Коммуне минимизировались: внутри Коммуны все были прежде всего ее членами. Все взрослые, так или иначе связанные с Коммуной, назывались «друзьями» («друг Коммуны», «друг отряда»). Они составляли в Коммуне отдельный отряд – штаб Коммуны, который коммунары называли «Ревком».
...
Коммунары вообще очень охотно использовали названия, так или иначе связанные с войной и, в частности, с эпохой Гражданской: «операция» вместо официального «мероприятие», «командиры», «комиссары» и «ветераны» Коммуны.
Девизом Коммуны стал призыв, которым М.В. Фрунзе завершал свои приказы: «Смело и бодро вперед! Победа во что бы то ни стало!» Коммуна состояла из коммунаров и членов Коммуны. Далеко не все члены Коммуны (как взрослые, так и дети) удостаивались звания «коммунар». Решение о том, кто будет коммунаром, а кто нет, принимали сами коммунары.
...
Из коммунаров исключали, если человек не соответствовал «Требованиям к коммунару» – к примеру, не улучшал по мере сил пионерскую работу в школе. Исключали и за нарушение общих законов Коммуны – например, за курение.

Нарушение общих законов рассматривалось коммунарами как оскорбление, потому что человек лицемерил, а лицемерие (так же как формальность и фальшь) было для коммунаров одним из самых больших «грехов». Заметим, что одной из причин исключения И.П. Иванова [отца-основателя заведения] из Коммуны стала именно его «неискренность» с коммунарами, поскольку, как выяснилось, Коммуна для Иванова была «педагогическим экспериментом». Такое поведение было воспринято как «ложь» и «предательство», поскольку коммунарам казалось, что, с учетом этой позиции, все, что они делали, лишалось ценности, превращаясь всего лишь в подтверждение эффективности определенной педагогической методики.
...
Борьбу с несправедливостью за пределами Коммуны коммунары воспринимали не только как личный долг, но и как свою прямую обязанность – собственно, правила Коммуны и вменяли именно такую позицию
...
Для коммунаров пионерский галстук был не просто символом пионерской организации, но и символом Коммуны: «Галстук [я] носила до 11 класса. Я такая здоровая была. Мальчишки, значит, пристали. Я тогда, видимо, крепче объясняла. Тогда мне было все понятно. Я им спокойно рассказала про Коммуну. Сказали: ну, давай, ладно, носи. Мальчишки не из моего класса».

Именно через отношение к пионерскому знамени (илл. 10) и пионерскому галстуку коммунары объясняют свое отличие от обычных пионеров, а Коммуны – от обычного пионерского отряда или дружины: «Мы в школе все были, где все было другое. Видно было, что все по-другому. Другой тип отношений, да? В том числе, и в пионерской организации. Никто не ценит знамя, галстук. А вот мы ценим»
...
И руководители Коммуны, и коммунары понимали, что пионерский галстук за пределами школы будет воспринят именно так. Пионерский галстук в этой ситуации был знаком, функцией которого было не только обозначить принадлежность к определенному сообществу, но и вызвать соответствующую реакцию у «мещан». Именно по этим причинам коммунары продолжали носить пионерский галстук, уже будучи взрослыми


На сам деле судя даже по этой статье получилась херня намного превосходящая то что мне думалось. Что любопытно - но авторам статьи кажется результат нравится :)

Ну а судя по выдержкам из свежевышедшей книжки некоей Дарьи Димки (собственно в попытках поиска которой я и наткнулся на этот сборник - там она тоже поучаствовала) - вообще местами доигрались до "повелителя мух - лайт" (причем думаю, правда вполне - со статьей корреспондирует очень хорошо).

Причины видимо две: отбор по принципу "подобное - к подобному" (добровольность комплектования вела к отбору весьма специфического контингента), вторая - откровенно игровой (в отличие от макаренковского заведения, которое сформировалось под давлением элементарно бытовой выживальщикой задачи) характер - что собственно и отмечает один из апологетов затеи:

С одной стороны, С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко ставили в основу коллективной самореализации воспитанников их производительный труд в собственном развивающемся сельскохозяйственном или промышленном «детхозе», а у И. П. Иванова никогда «детхоза» не было. И задачи создания таких детхозов И. П. Иванов не ставил...

Но, с другой стороны, И. П. Иванов не только взял у Шацкого и Макаренко некоторые «элементы системы» («откровенный разговор», «общий сбор», институт «дежурных командиров» и др.), но и в условиях, когда в педагогике начал господствовать тезис о том, что главный труд школьника — учёба, что учебная деятельность в «школьные годы» готовит к последующей трудовой деятельности во «взрослой жизни», смог придумать «по мотивам» произведений Шацкого и Макаренко такую методическую систему, которая оказалась настолько «играбельной», что её смогли осваивать и внедрять сами подростки


Ну в общем - шестидесятники - такие шестидесятники. Из всего комсомол сделают (да и то комсомол пожалуй получше будет - ближе к реальному сектору все-таки)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: aristarh1970
2018-12-12 09:23 am (UTC)

А появление подобных детско-юношеских организаций...

А появление подобных детско-юношеских организаций неизбежно.

Если их не создают политические и государственные структуры, то их будут создавать структуры криминальные.
Точно с той же самой целью: воспитание и вербовка новых членов и расширение своего влияния.
В разных формах - "казанских" начала 1980-х, качалки и секции единоборств времён Перестройки (переросшие в обычные банды), АУЕ и "Кущёвские" (такое ж не только в одной станице было) сейчас.

При капитализме неизбежно формируются и "элитарные" организации, де-факто являющиеся т.с. "пионерскими/скаутскими организациями для избранных" - вокруг элитных школ, колледжей, университетов и студенческих сообщества там.

Отдельно стоят закрытые национально-криминальные сообщества. Всяккие там цыгане/чечнцы/прочие-кавказцы/ирландцы/сицилийцы. Там детвора с рождения в такиих "организациях", неотличимых от банд.


Edited at 2018-12-12 09:23 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2018-12-12 09:25 am (UTC)

Re: А появение подобных детско-юношеских организаций не

Если их не создают политические и государственные структуры, то их будут создавать структуры криминальные.

Разумеется - но от этого они не становятся лучше. Скорее даже наоборот - у криминальных хоть цель понятная, как и у комсомола - а тут какой-то организационный онанизм

Собственно зачем мне организация, которая нужна не мне, а государству?

Edited at 2018-12-12 09:27 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aristarh1970
2018-12-12 09:52 am (UTC)

А что, у них были какие-то другие цели, кроме...

А что, у них были какие-то другие цели, кроме как "помогать строить коммунизм"?
Ну, у крапивинских, как я понимаю, была Цель "быть романтичными и активными носителям добра и правды".

Да-факто и то, и это есть попытка создания сети/группы СВОИХ для взаимопомощи и с некими "моральными императивами", что б не стать обычной бандой.
У крапивинских, вроде даже что-то получилось - в том смысле, что какое-то значимое время они поддерживали жизнедеятельность (т.е. и взаимопомощь) своей секты и даже не скатились в криминал...

Т.с. реикарнация гайдаровских "тимуровцев".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2018-12-12 10:00 am (UTC)

Re: А что, у них были какие-то другие цели, кроме...

У макаренковской коммуны как раз цель была проще некуда - обеспечить собственное выживание в более или менее комфортных условиях. Коммунизм там не цель, а средство.

Ну собственно как раз главный вопрос - что первично - организация или задача.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aristarh1970
2018-12-12 10:14 am (UTC)

У крапивинских и "фрунзенцев" цель стандартна

У крапивинских и "фрунзенцев" цель стандартна - поддерживать/тянуть СВОИХ и помогать СВОИМ.
Другой цели у подобных организаций быть просто не может.

Если у руководителей психика не поломана, то организация выживет и не скатится в секту (когда все работают на ублажение верхушки) или банду.

Про макаренковцев-то понятно, там были другие условия и времена.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vishniakov
2018-12-12 10:59 am (UTC)

Re: А появение подобных детско-юношеских организаций не

Не забываем, что иной раз интересы могут и совпадать...


Edited at 2018-12-12 10:59 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedroid
2018-12-12 09:43 am (UTC)
Это называется сектантство. Естественно лучше всего действует на неокрепший детский мозг.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aristarh1970
2018-12-12 10:18 am (UTC)

Сектантсво это возможный, но не обязательный...

Сектантсво это возможный, но не обязательный итог развития подобных организаций.
Когда все начинают пахать на ыблажение (в любых формах) верхушки секты.
Другой возможный итог развития - разветвлённая банда или партия заговорщиков с претензией захвата власти.

У крапивинских, по слухам, вроде бы получилось НЕ превратиться ни в одних, ни в других.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vedroid
2018-12-12 10:22 am (UTC)

Re: Сектантсво это возможный, но не обязательный...

Это не итог а технология.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aristarh1970
2018-12-12 10:26 am (UTC)

Надо подумать

Надо подумать.

Книжные "тимуровцы" или реальные крапивинцы - секты?
Все атрибуты "фрунзенцев" наличиствуют.

ПМСМ - нет. Но могут/могли сектой стать. Как и бандой.

Но, повторюсь, надо подумать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mmnt
2018-12-12 11:16 am (UTC)

RE: Надо подумать

"Секта" - любое обособление группы от общества по мотивам своей продвинутости. "Верные, познавшие истину". Вопрос только в степени обособления и прочих количественных параметрах.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2018-12-12 11:33 am (UTC)
 Общался с людьми которые в подобных движениях участвовали.
От скуки все это. Плюс от желания взаимодействовать с старшими
не предпенсионно-климактерического возраста. Не с Марьивановнами, которым бы до пенсии досидеть БЕЗ ПРОИШЕСТВИЙ.
(Reply) (Thread)