... Казалось, что петровское государство надежно защитилось от всяких случайностей, от всякой «нерегулярности» системой законов, указов, приказов. Однако парадоксальным образом обилие правил обернулось хаосом. Законов издавалось исключительно много, и в этой путанице отменявших и уточнявших друг друга государственных установлений можно было лавировать.Забавный стереотип - народ массово путает брутальность государства (ну там гулаг-архипелаг, массовые посадки за наркотики, палящих во все стороны полицейских, известные петровские указы etc) с "сильным государством".
Более того: существовали законы, которые вообще не были рассчитаны на реальное исполнение. Например, в течение царствования Екатерины II несколько раз издавался закон, запрещавший брать взятки, но поскольку закона, разрешающего брать взятки, никогда не было, то появление каждого нового запрета, по сути дела, лишь подчеркивало его условный характер. Сама Екатерина II прекрасно знала, что закон этот исполняться не будет.
Тогда как обычно как раз наоборот: сильное (внутренне - внешнеполитическое действие другим управляется) действительно государство - это почти всегда весьма мягкое по проявлениям регулярное полицейское государство. Где никого особенно принуждать и не надо - потому что народ и так уже строем аккуратно ходит.
И Россия и Америка (не только современные) - это как раз слабые государства, у которых с управляемостью оче нь плохо - и кторые - да - довольно часто компенсируют эту слабость разными эскападами - в россии обычно начальственными, в америке - палящими полицейскими, безумными низовыми движухами, перманентными боданиями и между "сдержками и противовесами" и унутре их - ну вот нынешний анонимный резистанс в администрации Трампа (что вообще уже сюр) etc.
Причина imho одна и та же - большие малонаселенные и несколько сот лет подряд расширяющиеся территории, для контроля которых просто нет ресурсов. Разница только в том, что в сша это более или менее институализировано в смысле "децентрализации управления", а в россии напротив бешеная законотворческая активность, при практически полном отсутствии средств для не то что принуждения к соблюдению законов, а хотя бы к минимальному наблюдению за положением дел на местах.
Собственно и охранительские мечтания о "твердой руке" и либеральные о "правовом государстве" - два сапога пара. В смысле что проблема-то одна и та же - только методы решения предлагаются разные