И о роли артурианы в фентези аглицком.
Собственно просмотр обоих эскалибуров и был индуцирован именно этим наблюдением.
Что до Спорить с Сапковским можно по многим пунктам. Но в главном он прав – славянам не повезло на своих Мэлори и Лённротов. - ну вот тут спорно - поскольку например на с и уу тенке музея в 50 км от меня висит цитата из Хеймскринглы, да и вообще - места эти с этим корпусом довольно тесно связаны (как и похождения Вальдамара и Ярицлейва конунгов - да и много чего еще).
Ну кстати на обратном пути от Михайовского и заскочили в Псковский кремль (лорды которого в общем-то действительно неоднократно порывались "отложиться к шведскому королю") - потому как по дороге.
Так что не все так однозначно (правда не уверен, что этот контекст имеет отношение именно к "славянству")
Но более забавен другой тезис:
Писателями же, сделавшими жанр фэнтези популярным, опять же по мнению Сапковского, являются Роберт Говард и Джон Толкин. И если первый взял себе из артуровского канона поверхностный слой, когда отдельно взятый герой в процессе головокружительных приключений в одиночку спасает мир (ну ведь если разобраться, то артуровские рыцари такими и были все, без страха и упрека), то второй забрался сильно глубже, и позаимствовал драматическую фабулу, практически целиком
То есть что у Толкина уши из Мэлори торчат это действительно очевидно - но вот что артуриана это в первую очередь Толкин и Говард imho совершенно неверно: есть таки два вполне классических текста "до" - Твен и Уайт.
[но кстати рыцари Мэлори как раз абсолютно не безупречны - ну кроме Парсифаля - потому и живее толкиновских героев, хотя сам текст вроде бы картоннее]
Первый общеизвестен - и кстати рецепт его популярности Шикиным названа абсолютно верно:
Далее Сапковский долго и смачно ругает современных польских авторов фэнтези, особенно тех, кто пытается писать данный жанр на отечественном, польском фольклорном материале.
...
Позволю себе скромно заметить, что в данном эссе Сапковский никому и ничего не запрещает. А ругает он польских авторов исключительно за незнание, образно говоря, корней жанра, в котором они пытаются работать.
Ну так вот вещь которую в Твене мало кто замечает - что при всем своем постмодернизме, стебе, сатире etc он с текстом Мэлори обходится очень аккуратно - там все герои в общем-то делают то, что и у Мэлори (и именно поэтому концовка выстреливает со страшной силой).