С VM/370 (ныне z/VM) я познакомился в 1987 году - и она надо сказать произвела на меня неизгладимое впечатление - во-первых - работающая система с полной виртуализацией (под ней на виртуальной машине можно было запускать ее саму - что даже сейчас большинство виртуализационных платформ не умеет), во-вторых - это работало не просто быстро - а очень быстро.
До того страдальцы которые пользовались диалоговыми системами на S/370 довольно сильно завидовали СМ-щикам. После перехода (почти мгновенного - капитуляция самых упертых энтузиастов JECa заняла около полугода, Цейтин со своим Юниксом для ЕС стал никому не интересен).
Там количество интересных идей велико (многие из них - типа организации скриптинга кстати до сих пор относятся к "хорошо бы - но никто так и не сподобился", другие - типа расщепления страниц разделемой памяти on demand - по факту записи, являются сейчас стандартом), с файловой системой я не могу идеи назвать прорывными - они скорее забавны как "вариант того как можно":
У CMS (это однозадачная однопользовательская система, специально предназначенная для выполнения на виртуальной машине) диски как в сами-знаете-где обозначались буквами - но в отличие от CP/M и ко - если в имени файла буква диска не специфицировалась, то поиск файла проводился по всем дискам "по алфавиту".
Диски А и около обычно были пользовательскими, системные диски сидели "ближе к концу". На сам деле получалась своеобразная но довольно удобная система. В качестве курьеза еще отмечу файлы с режимом "после прочтения сжечь" - которые удалялись после первого открытия.
Еще довольно забавной особенностью было то, что операция открытия файла в основном была опциональной - с файлом можно было работать "просто по имени" (тем более что файлы в основном представляли не массив байт, а массив строк байт переменной длины с прямым доступом). Open в основном выполнял функцию оптимизационной подсказки.