Аналогом видимо будет российское восприятие казни лидеров декабристов - никакой особенной жестокости с учетом состава преступления там не было - но была нарушена традиция.
Оттуда же видимо зловещая репутация отца Жозефа как страшного ГБ-шника -
У нас в стране на каждый лье
По сто шпионов Ришелье,
Мигнёт француз - известно кардиналу.
Шпионы там, шпионы здесь,
Без них ни встать, без них ни сесть,
Вздохнёт француз - известно кардиналу
Она не только у нас такая - в Сен-Маре Виньи отец Жозеф играет именно функцию такого карикатурного злокозненного злодея, провокатора. и кгбшника.
У серого преосвященства действительно была очень неплохая по тем временам сеть информаторов и во Франции и за границей - но функцией ее было вовсе не отслеживание заговоров - а сбор информации о настроениях, реальном положении дел, намерениях тех или иных лиц и прочее - в основном в целях нужд управления и внешней политики.
Cоздавать ее он собствено начал еще будучи чисто церковным деятелем - когда его поставили немножко порядка во французских монастырях навести - поскольку чтобы наводить порядок надо знать где непорядок - то и
Просто, поскольку вся эта аристократическая публика (как и декабристы) о конспирации понятия не имела от слова совсем - потому заговорщики неизбежно в нее попадались. Ну и в сочетании с непривычной еще возможностью остаться без головы это все воспринималось как ужос и моральный террор