kouzdra (kouzdra) wrote,
kouzdra
kouzdra

Category:

Технологии и мораль:

Таки-нет брызгает слюной по поводу технократического подхода к морали:

Коротко пересказываю: ура, ура, появление роботизированных бесшоферных авто на дорогах позволяет наконец-то исследовать и практически применить аксиомы настоящей, научной морали, без поповщины и розовых слюней сентиментальности ("Три закона Робототехники" - нет, не слышали).

1. Внезапно, дилемма вагонетки: оказывается, роботизированной машине так и так придется решать вопрос: задавить ребенка в коляске, выкатившейся на проезжую, или принять правее и сбить дядьку с пивным пузом, или левее и сбить бабульку с собачкой на поводке. Шах и мат, сентиментальные моралисты! Математика рулит! Главное - это минимизировать количество убитых, согласно формул! Собака не считается!
...
Вместо очевидного ответа - что Робот должен ездить небыстро (с умеренной скоростью), сбавлять ее в сложных ситуациях, тормозить при помехе - русский интеллектуал мечтает воспользоваться изобретением (инженерным или социальным) для ВОСПИТАНИЯ ЛУЧШЕГО ЧЕЛОВЕКА.


И в комментах развивает тему, что мол никаких решений тут принимать не надо ибо "в Уставе ПДД все написано".

Ну мысль что ПДД можно и переменить, и если роботы-водители, держащиеся в аварийных ситуациях ПДД яко каменной стены будут представлять повышенную опасность для пассажиров и окружающих (а оно так и будет скорее всего ибо ПДД пишутся как раз с учетом того, что за рулем не робот) - то эти ПДД очень быстро перепишут, ему не близка это понятно.

Но я могу так сходу привести два примера влияния технологии на мораль и нормативные практики:

1. Вроде бы для моряков - спасение утопающих, тем более - своих - святое дело. Однако как только U-9 отработала в 1914 свою знаменитую серию из Абукира, Кресси и Хога - даже теоретическое опасение подводных лодок эту "святую моральную норму" сразу перекрыло.

2. Второй вариант тоже "лодочный" - перед первой мировой войной потопление гражданского корабля противника было обставлено кучей правил - как минимум точно установить его принадлежность, дать команде погрузиться в шлюпки etc.

Ну что собственно во времена крейсерской войны было и несложно в исполнении и довольно на сам деле прибыльно - ибо корабли часто удавалось еще и сохранить в качестве приза.

Подводные лодки по причине своей уязвимости редко имели возможность так джентльменствовать (тем более что сыграть на этой уязвимости в сочетании с призовым правом было очень легко) - и довольно быстро перешли к потоплению без предупреждения.

ПО поводу чего естественно было много вони со стороны заинтересованных сторон - но всерьез их "моральные" претензии никто не принял - хотя бы потому что так делали все без исключения участники, которые вообще вели подводную войну.

Ну а то, что признано целесообразным обычаем рано или поздно получает и моральную санкцию - мораль штука изменчивая.

Роботы-водители тут не исключение - и вполне вероятно, что таки да - формализация и последующая кодификация их поведения в сложной ситуации станет нормативной и для людей. К печальке Таки-нета.

Так было и так будет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →