Top.Mail.Ru
? ?
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Особенности российского постапа: [Aug. 9th, 2016|08:02 pm]
kouzdra
А где-то еще этот жанр используется как зачин для своего рода "робинзонады" - те когда основной упор делается не на ужасы постядерного мира, а на его реконструкцию?
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: moonwalker72
2016-08-09 05:07 pm (UTC)
Российского не читал, увы. У Брайана Олдисса этот вопрос несколько утопически и я бы сказал пасторально освещен в третьем томе "Гелликонии": "Зиме Гелликонии", правда во всеземном масштабе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2016-08-09 05:13 pm (UTC)
Зяма Геликония - это прям авторитетный предприниматель пиковой масти, имеющий слабость к продукции сумрачных немецких джыподелов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2016-08-09 05:10 pm (UTC)
Весь рассиянский офицыоз - такой державопостроительный потсакаполяпсез. Только вместо нюка у их пердистройка и лихие 90-е. Хотя, если задумацо, то и нюк у их в количествах - чуркнобыль. С эпосами про ее лекведацыю героинческую. Младшая эдда сасает вприпрыжку, тащемта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vitus_wagner
2016-08-09 05:44 pm (UTC)
Ну, скажем, Виндж "Сквозь настоящее". Там, правда непонятно каков был генезис катастрофы, приведшей к исчезновению человечества, и была ли это вообще катастрофа. Но все равно там народ по тем или иным причинам проскочивший общий disappearance, восстанавливает цивилизацию.

Уиндем, "День Триффидов" - вообще классика.

С некоторой натяжкой "Пробуждение каменного бога" Фармера.

Из не-англосаксов - Карсак, "Робинзоны космоса". Там катастрофа, правда не сильно глобальная.

Перечисленные катастрофы, правда, не сильно ядерные, но все же вполне апокалипсис.

Если нужно именно ядерный - то "Хризалиды" того же Уиндема.
Ну и "Свободное владение Фарнхэм" Роберта нашего Хайнлайна. Там, правда, про восстановление только эпилог.



Edited at 2016-08-09 05:46 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nicka_startcev
2016-08-09 06:13 pm (UTC)
виндж, наверное таки "сквозь время"?
ну, где этакие сферы-времяизоляторы, которые изолируют нутрь от ружи на ровно нужное время?

там, как и у всего Винджа сквозит глубокая религиозная(!) уверенность, что независимо от уровня технологий и прочей автоматизации даже 10млрд людей недостаточно для поддержания технического уровня.

а вот лично мне кажется, что куча спецов нужна не для поддержания, а для преодоления. после преодоления появляются рутинные технологии, адаптированные для менее умных/внимательных/компетентных; разная автоматизация таки снижает необходимое число живых обслуживающих спецов.
имхо, в пределе примерно один человек с навыками уровня ворда-фотошопа плюс буквально два "шумил-полных" 3д-принтера могут поддерживать уровень типа "суперновые кочевники-собиратели ищут следы гафния, олова и индия в отвалах. с едой-жильём-шмотками проблем нет".

а, например, все достижения технической цивилизации даже в позднем средневековье 1 человек в голове удержать уже не мог.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
from Mike - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: beskarss217891
2016-08-09 05:46 pm (UTC)
Этап крушения цивилизации, как правило, длится всего нескольких дней. Исчезновение товарно-денежных отношений, прекращение подвоза свежих продуктов в мегаполисы, распад транспортной системы - эти три явления связаны между собой. Даже если просто исчезает электричество при том, что все люди остаются живы и здоровы - города мгновенно оборачиваются гигантскими ловушками. Для подтверждения этого не нужна никакая фантастика, а достаточно пересмотреть хроники очередного "блэк-аута" в Нью-Йорке. По сути, для разрушения общества в развитых странах достаточно просто убедительного сообщения о том, что деньги здесь и сейчас ничего не стоят, а контроль со стороны полиции временно ослаб. Опять-таки пример вполне реален - длительный хаос в Нью-Орлеане. Наконец, быстрое превращение вроде как цивилизованных людей в дикие толпы - бодрит читательское воображение, придает остроты повествованию.
Обратные случаи скорее для реальной истории, чем для фантастики. Скажем, предчувствие распада 90-х отразилось в романе А. Громова "Мягкая посадка": крах цивилизации от морозов, наступающих с севера льдов и мутантов-людей - растянут на несколько лет. События с участием главного героя даны в трех частях, каждая из которых соответствует своей стадии распада.
Но подобный роман скорее исключение. Если речь идет о таком эпическом и медленном процессе, как, например, крах Римской империи (самое известное падение цивилизации), то его не удается втиснуть в рамки одного текста/фильма. Показывают либо самое начало, каким было смерть Марка Аврелия и безобразия его преемников, либо же последние победы Аэция и формальное уничтожение государства в 476-м году н.э. Фантастам же куда приятнее видеть новое начало и не замечать распада: в десятках современных вариантов легенды о короле Артуре почти нет сожаления об ушедшем Риме (заодно о какой-то цивилизации на территории Англии), а есть только образ рождения новой страны, нового народа.
Самое интересное наступает после того, как "бутылочное горлышко" закачивается. Распад достигает своей кульминации. Общества как такового нет, а есть социальные изолянты - те самые удачливые группы людей или просто те, кого не задела катастрофа. Они отсиживаются в своих убежищах или рейдируют от склада к складу.
Лёгкий и необременительный выход из состояния всеобщего краха показан в рассказе А. Беляева "Светопреставление". Падение скорости света сделало людей наполовину слепыми, и жизнь в городах замерла. Глаза стали показывать события с замедлением на несколько секунд. Хаос, однако, занял всего несколько часов, и автор из всех безобразий показал только отчаявшегося хозяина кафе, который бесплатно дал герою одну булочку, всё равно ведь конец света. Но прошло несколько дней, люди начали приспосабливаться, ориентироваться на слух, а там всё вернулось на круги своя. Деньги за булочку пришлось вернуть.
Бывает, что конец света не только начинается по природным причинам, но и заканчивается благодаря действию естественных сил. И если изрядно затертый пример с "Войной миров" Н. Уэллса может просто поднадоесть читателям, то можно вспомнить "Роковые яйца" М. Булгакова - начинавшийся биологический псевдоапокалипсис был остановлен внезапными заморозками, мороз истребил гадов.
Если такого сказочного везения нет, то остается шанс на действия главного героя. Именно он, малоизвестный до того гражданин, сможет открыть уязвимое место в электронике инопланетян (фильм "День независимости"), или создаст вакцину от губительного вируса (или просто от вируса, пожирающего пластик как в романе "Мутант-59"). Может сорвёт планы главного злодея, который и отравлял жизнь честным людям (А. Лазарчук "Кесаревна Отрада"). Конкретные формы не существенны. Главное, что супергерой это джокер, которого старый мир прячет в своём рукаве. Герой может не любить старый мир и даже всеми фибрами души желать его краха. Герой может не иметь шансов сделать карьеру при старом порядке вещей. Однако, стоит ему оказаться в нужное время и в нужном месте, он многое может вернуть на свои места. Как сделал это Наполеон Бонапарт с французской монархией, короновав самого себя. http://samlib.ru/b/beskarawajnyj_stanislaw_sergeewich/97-1.shtml
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2016-08-09 06:03 pm (UTC)
Тащемта не надо быть оголтелым гринписовцэм с дауншифтенгом во всю головную кость, чтобы понять одну простую весч: 146% населения земли смотрит на эту вашу цылевизацию как замкадыш на москвача. То есть кирдык сабжа с т.з. среднестатистического ноосферату-селюка есть гудбегинин и заявка на хепиенд.

Ну это как например "архипеллак гудлак" Сола Женицкера с т.з. москаля - это ужосужос, а с точки хрения мордорскго замкадыша, перманентно обитающего в условиях барочной архитектуры и удобств во дворе, жопу вытирать снегом, - таки божественная (в хорошем смысле) комедия.

Кароч, нюк нерезиновки для внутримкадышей - это постапакалипсес, а для для замкадышей - дайте две. Поэтому жандр апоколяпсуса в роиссе и не прижыдлсо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
from Mike - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: zaharov
2016-08-09 06:03 pm (UTC)

Вообще, у нас страну два раза восстанавливали после натурального Апокалипсиса. После Гражданской, и после Великой Отечественной. Чего тут фантазировать? Все на глазах у наших прадедов, дедов и отцов происходило. Между прочим, еще не все восстановили.
Также для нашей фантастики не характерно описывать нашествие марсиан или орков на родную землю, описание их зверств и бесчеловечности. По той же причине.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zoghozzerofive
2016-08-09 06:06 pm (UTC)
есть мнение, что все гораздо просче: апокалипцес тута еще не закончился - разиновая бонба продолжает прыгать. и поетомау никакого пост тут в принцыпе быть покачто не можыд быдь.

вот как все переделют, а поцсионариев окончатильно в асфальт укатают, тогда и настанет. может быть.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
from Mike - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: sansanich
2016-08-09 06:11 pm (UTC)
Хотя и не совсем литература - но серия игр Fallout (весьма популярная), она вся как раз об этом самом: после ядерной войны создаётся новый мир.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: themalcolm
2016-08-10 01:01 pm (UTC)
Поддерживаю.
Весь Fallout - про то, как на пепелище что-то растёт.
Правда, это что-то нельзя назвать новым - но Куздра и задал вопрос про реконструкцию.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: anonim_legion
2016-08-09 06:26 pm (UTC)
Как это ни странно - у Харитонова. Но вы это уже читали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: igor_sabadah
2016-08-09 06:31 pm (UTC)
Робер Мерль Мальвиль
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: astropath
2016-08-09 07:01 pm (UTC)
"Почтальон" Дэвида Брина. Не Российское. Человек возит почту через постаппок и восстанавливает дух людей - "Пока работает почта, не всё потеряно". Рекомендед.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vasily_nosikov
2016-08-09 07:25 pm (UTC)
"Молот Люцифера" вашего любимого Пурнеля как раз же о реконструкции в первую очередь

Edited at 2016-08-09 07:25 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-08-09 09:44 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sansanich
2016-08-10 12:12 am (UTC)
Дык.. выборы между гигантской клизмой и бутербродом с говном (ну или у приблатнённая присказка про вилку, глаз и жопу). Классика же.

Ну а "меньшее зло" - самый стандартный развод, выбираешь его и тянутся перед тобой всё окольные да кривые пути.. Проверено.

Edited at 2016-08-10 12:12 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-08-10 01:11 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: anonim_legion
2016-08-10 02:51 am (UTC)
Жаль, нет художников, пририсовать к этой карикатуре современные российские морды, вроде Бельянинова.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
from Mike - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: nikerbriker
2016-08-10 09:27 am (UTC)
В играх - полно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hoamuoiba
2016-08-11 10:22 am (UTC)
"День Триффидов" Уиндема.
"Мальвиль" Робера Мерля.
"Буратина" Харитонова.
А какой ещё может быть пост-ап?

Edited at 2016-08-11 10:22 am (UTC)
(Reply) (Thread)