?

Log in

No account? Create an account
kouzdra [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Поскольку полленты постит рассказы о рулезности JUNO [Jul. 1st, 2016|12:46 pm]
kouzdra
Которая действительно интересна, я прочитав фразу Когда космический аппарат «Юнона» аэрокосмического агентства NASA — 200-килограммовая коробка из армированного титана с 20-метровой солнечной панелью — прибудет на орбиту Юпитера 4 июля, у человечества впервые появится возможность заглянуть в недра верхних слоев атмосферы этого гигантского газового облака., решил для разнообразия напомнить, что в верхние слои атмосферы Юпитера 20 лет назад уже "заглядывали" - причем в самом прямом смысле слова:


вот этим спускаемым аппаратом


Самый "быстрое" управляемое торможение в атмосфере кстати - dV = 47 км/с

Вместе с "Галилео" к Юпитеру отправился специальный зонд, которому предстояло осуществить спуск в атмосферу самой большой планеты Солнечной системы. В июле 1995 года спускаемый зонд отделился от основного аппарата. И после пяти месяцев самостоятельного полета 7 декабря прошлого года он наконец-то достиг своей цели и вошел в атмосферу Юпитера...

Динамика спуска

Сегодня, когда, наконец, на Землю передана вся информация с зонда, можно сказать, что спуск прошел четко по плану, и никаких неожиданных сюрпризов и нештатных ситуаций не было . Если, конечно, не считать того, что главный парашют по непонятным причинам раскрылся на 53 секунды позже, чем было установлено графиком, и соответственно изучение атмосферы Юпитера также началось чуть позже, чем планировали разработчики проекта.

Спуск зонда При подлете к Юпитеру скорость спускаемого аппарата, ускоренного притяжением гигантской планеты, достигала 45 км/сек (расчетное значение - 47 км/сек). Однако за первые две минуты вхождения аппарата в атмосферу планеты сопротивление ее верхних слоев уменьшило его скорость до нескольких сотен метров в секунду. При этом перегрузки, которые пришлось пережить зонду в этот период, достигали 228g (по расчету - 230g, где g - ускорение свободного падения на Земле). А температура на поверхности аппарата в это время более чем в два раза превышала температуру солнечной фотосферы! ...</a>
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: omega_hyperon
2016-07-01 09:50 am (UTC)
Короткая же у людей память. А если говорить о перегрузках, то даже при входе в атмосферу Земли можно получить больше, как у например у возвращаемого аппарата Луны-16 было, или при спуске в атмосферу Венеры.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2016-07-01 09:56 am (UTC)
Ну так у Венеры подлетная скорость близка к первой космической, с Луны - несколько меньше второй.

Тут же - 47 км/c (причем за счет очень высокой экваториальной скорости атмосферы Юпитера - вторая космическая - с примерно которой к нему зонды подходят - 59 км/с, но ветер на экваторе - 12 км/с)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: omega_hyperon
2016-07-01 10:01 am (UTC)
У Юпитера атмосфера существенно толще, есть где тормозить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2016-07-01 10:18 am (UTC)
Ну так в смысле нарастания плотности атмосферы более или менее близки. Но я не припомню кстати больше случаев посадки где от начала торможения до достижения дозвуковой скорости прошло бы две минуты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: omega_hyperon
2016-07-01 10:36 am (UTC)
А как же аппараты с высоким аэродинамическим качеством? У шаттла максимальная перегрузка во время посадки 1,5, там явно больше 2-х минут процесс занимал. Там ведь достаточно пологая траектория входа.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2016-07-01 01:13 pm (UTC)
Так они и союзов и аполлонов больше двух минут - тут именно максимальная dV за минимальное время
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-07-01 02:14 pm (UTC)
дэвэ по дэтэ - ускорение и есть)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2016-07-01 02:22 pm (UTC)
Ну так тут среднее 37g и есть - 220 на максимуме как раз вполне ожидаемо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vitus_wagner
2016-07-01 12:39 pm (UTC)
Не повезло Галилео. 96 год это был локальный минимум интереса к космосу, вот и не запомнился.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: omega_hyperon
2016-07-01 04:20 pm (UTC)
Странно, ведь история была с превозмоганием уровня "Хаябусы": отказ механизма раскрытия основной антенны для передачи данных и великий подвиг программистов, написавших программы сжатия данных, которые позволили использовать резервную антенну с пропускной способность в сто раз меньше.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vitus_wagner
2016-07-03 11:17 am (UTC)
Вопрос не в степени превозмогания, а в том, смотрит народ на Земле в небо или в корыто.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-07-01 11:09 am (UTC)
перегрузки, которые пришлось пережить зонду в этот период, достигали 228g

Сколько там стартовая у ПРО-шных короткорадиусных ракет (спринта и советского аналога) ?
250 что ли ?
У хайбекса как бы не 300 было, но он так и остался экспериментальным.
У всяких управляемых мин и артснарядов 10000-50000, но одним коротким ударом.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-07-01 11:29 am (UTC)
ну так здесь это тоже какие-то кратковременные, по видимому, ударные перегрузки
если скорость 45 000 м/с сброшена за 120 с, то среднее a= -370 м/c2 (а это не 200+жэ, а на порядок меньше)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2016-07-01 01:17 pm (UTC)
Они не ударные - просто в процессе входа в атмосферу есть пик перегрузок - просто потому что и начальная и конечная перегрузка около нуля - ну и есть максимум естесвтенно. Кривая там довольно гладкая - просто аппарат у которого скорость 47 км/с по сравнению с аппаратом с 8 км/с кроме прочего зарывается в атмосферу в 6 раз быстрее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vitus_wagner
2016-07-01 01:23 pm (UTC)
Ну и барическая ступень на Юпитере сильно поменьше, чем на земле и на Венере.
Потому что в основное уравнение статики атмосферы g входит.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-07-01 01:30 pm (UTC)
ну, если среднее ускорение замедления около 40жэ, то 200++ - это всяко удар (хотя и 40 жэ - это как со стольника в бетонную стену, примерно, и будь там изначально гуманоид, в капсуле, то потом бы его сразу не стало...)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2016-07-01 01:35 pm (UTC)
Почему удар - там именно довольно плавный должен быть график с нарастанием до максимума, пологим участком и убыванием с 200g на пике- это в определенном смысле проще чем ударное - потому что конструкция нагружается постепенно.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-07-01 02:12 pm (UTC)
я как тот акын - вижу цифирь, про нее и пою)
среднее ускорение, за 120 секунд, отрицательное, величиной 370 метров в секунду за секунду, что примерно 38 жэ. это сложно отрицать) но это - среднее замедление, конечно, и нелинейное на реальной траектории, по факту.
они пишут про пиковые 228 жэ - возможно, что это первый удар об атмосферу. а возможно - при открытии парашюта. фиг знает) по практической логике землянина) так долбануться об атмосферу сложно. но кто его знает, что там, в этих ебенях)
но один черт, графически, пик в 200+ при средних 38 - это не пологий график, а ракета вверх) а после пика скорее такой, параболический график, соответствующий интенсивному замедлению (в координатах время-ускорение)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2016-07-01 02:21 pm (UTC)
Это совершенно стандартный профиль торможения - ускорение постепенно возрастает от нуля до максимума потом спадает до нуля же - при посадке на землю пик обычно в районе 4-5g (по баллистической - до 10g) - тут 220g - потому как cкорость намного выше.

Открытие парашюта-то чего - там уже вообще небольшие скоростиб
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-07-01 02:34 pm (UTC)
нет, некорректно сопоставлять с посадкой спускаемых на землю. там все-таки пассажиры едут, пусть тренированные и подготовленные - многие около 10 жэ один черт впадают в отключку, а предел физиологический, пока там печень, или что другое внутри не оторвется - ниже 20 жэ.

тут же компромисс (а там и скорость и плотность среды, насколько я понимаю) лежал между сгореть и порваться вдребезги
вообще поразительно, с какой точностью все посчитали и подготовили машину для этого турне. мегауровень профи)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2016-07-01 03:40 pm (UTC)
вот здесь хорошая компиляция из насовских материалов:
galspace.spb.ru/index453.html

там как раз видно, что с первой на вторую минуту самое активное торможение
и да, тормозил головой)
(Reply) (Parent) (Thread)