У человека, не интересующемуся подобными вещами, в голове стоит заученная со школьной скамьи картинка: собрались полуграмотные крестьяне-мракобесы, похватали из навоза вилы и т. п.
Более всего, что меня потрясло в салемском музее было то, кем были инициированы эти процессы. Об этом в учебниках не писали, а если писали, то вскользь. Нет, не безграмотные фермеры и темные клерикалы начали охоту на ведьм в Салеме в 1692-м году
Человек, который уговорил своих друзей провести эти процессы, предложил неслыханную правовую доктрину, на основании которой казнили 20 человек, человек, единственный из всех присутствующих, так никогда и не признавший, что казнили невиновных, человек, который написал целую книгу об этом процессе - процессе, организованном, как иллюстрация его тезисов и материал для будущего опуса магнума, ...- был выпускник Гарварда и почетный доктор университета Глазго, первый американский ученый, член Королевского Общества, посол при дворе Его Величества от колоний, со-основатель Йельского университета, пионер вакцинации, автор более 400 книг и памфлетов, один из самых читаемых беллетристов Новой Англии, самый известный теолог своего времени и прочая и прочая и прочая.
А я не понимаю, чему тут удивляются. Самый страшный в смысле массовых истерик зверь - именно сбесившийся мелкий буржуа - государство и прочие классы себя духовно-мистическими материями обычно не утруждают и если и режут - то "просто врагов":
Для историков, представляющих себе, что человек, как персонаж трагедии классицизма, всегда действует, сохраняя "единство характера", естественно было представить себе санкюлота таким, каким его изобразил Ч.Диккенс в "Повести о двух городах". Тем большей неожиданностью было обнаружение, что и люди, штурмовавшие Бастилию, и участники сентябрьских убийств были в массе добропорядочные буржуа среднего достатка и отцы семейств
© Лотман
Интеллектуалов с теоретическими обоснованиями во Франции конца 18 века нехватки тоже не наблюдалось. Собственно потренировались в теориях на войне за независимость СЩА и развернулись :))))
Ну и ведовские помещательства типа салемского - типичное явление позднего средневековья, причем происходившее как правило в "зародыше нового мира" - городах - первая и одна из самых ярких крэйз такого типа - Vauderie d'Arras - 1459 год. Салемская история собственно - просто одна из поздних затей такого типа случившаяся на протестантской буржуазной провинциальной почве. Ну Америка действительно несколько отстала и эту моду подцепила с легким опозданием. А так -
http://polbu.ru/robbins_encycl/ch04_all.html
"Было брошено в тюрьму много людей благородных, и из низших сословий, и сумасшедших женщин. Их так страшно пытали и ужасно мучили, что они были вынуждены сознаться в предъявленных обвинениях. Они признавались в том, что видели и узнали на ночных собраниях многих благородных господ, прелатов, лордов и других руководителей провинции и города. Их пытали "так долго и часто", что они старались во всем сознаться, чтобы угодить судьям".
Наиболее влиятельные и богатые люди покупали себе освобождение от пыток и унижений. Неимущих сжигали. Инквизиторы соблазняли наиболее важных обвиняемых, обещая сохранить им жизнь и собственность. Обещания не выполнялись. Имения конфисковывались феодальными властями, а движимое имущество - епископством. По словам де Клерка, лишь немногие отрицали обвинения и отказывались давать взятки судьям
...
К концу года купцы уже опасались заключать контракты, и торговый оборот в Аррасе стал уменьшаться. В замешательстве инквизитор обратился за поддержкой к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому [герцог в ответ приказал прекратить страдать херней]; его замешательство усилилось, когда архиепископ Рейнский и епископы Парижа и Амьена объявили шабаш наваждением и сняли выдвинутые трибуналом обвинения в колдовстве.
Так что - никаких "темных крестьян" - интеллектуалы (тут - церковники) + бюргеры богатого купеческого города + заманушка насчет конфикскаций :))))