kouzdra (kouzdra) wrote,
kouzdra
kouzdra

Categories:

Homo ludens

Теперь с каким она вниманьем/Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем/Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья/Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,/Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,/И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, -/Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,/В одном Онегине слились.

Воображаясь героиной/Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,/Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,/Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,/Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя/Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть/Письмо для милого героя...
Но наш герой, кто б ни был он,/Уж верно был не Грандисон

© Наше Все

Юнеско для него было святое
© "Наш человек в Гаване"



Давно хотел это проговорить, а тут wim_winter высказался, правда скорее по гендерному поводу:

Сначала еще несколько выводов, большей частью вполне тривиальных

1. Страшные фанаты Спартака и ужасные погромщики-националисты - кто они? В большинстве своем - менеджеры салонов сотовой связи :) И прочая мелочь, к рабочему месту не привязанная, карьерой не попорченная. Как правило - пока не попорченная.

Помните как в Дживсе и вустере: в одной части жизни - брутальный самец, а в другой - мирный продавец женского белья :) На самом деле это нынче, что называется, тренд. Мужественность заменяется частичной брутальностью. Пути разные: у кого денег побольше - с Эйфелевой башни на парашюте прыгает, у кого поменьше - ларьки громит или на крыше вагона метро катается. На худой конец - выходит в Интернет и матерится. И то хлеб.

2. Любовь (большей частью - мифическая, но в чем-то и реальная) славянских девушек к горцам. Тот же корень. Отличие внешнее принимается за отличие сущностное. Замена, везде замена.


И в предыдущем посте:

есть после городской революции мы имеем стремительное сокращение подлинно мужских профессий и подлинно мужских свершений. Солдаты и офицеры практически не воюют, милиционеры за столом проводят больше времени, чем в засадах, борцы с наркоторговлей засекречены. Ситуации, когда мужчина своими руками и головой зарабатывает и обеспечивает семью утоньшаются. Одно дело - мужик избы рубит, совсем другое - с девяти до шести перебирает бумажки в оффисе.

Явление мне кажется очень знакомым и гораздо более широким конкретно полового аспекта. У современного городского молодого человека, особенно среднеклассного, вообще говоря жизнь более чем благополучная, но очень скучная, а главное - довольно мелкая - особенно в сравнении с навязываемыми культурой образцами (которые не сводятся к "мужским подвигам" - перебирание бумажек в ракетном КБ или там работа стюардессой на авиалинии по крайней мере со стороны не вызывают ощущения пустоты и бессмысленности, а вызывают скорее легкую "белую зависть").

Народу хочется понятное дело "чего-то настоящего", а к этому торговля мобильными телефонами как-то не относится. "Тяжелая мужская работа" тут imho воспринимается как "настоящее" не только по причине "маскулинности", но и потому просто, что погрузка вагонов скажем действительно требует достаточно тяжелых усилий. Не то, чтобы "есть чем гордиться", но и не каждый готов.

Потому естественно возникает компенсация.

У нее есть достаточно здоровая форма - игровая - когда после нудной работы, человек занимается игрой - в наиболее чистом виде видимо - игры ролевые, но и всякие прочие хобби-клубы "по интересам" из той же серии. Такой легкий эскапизм. Это, кстати, совершенно нормальная и здоровая реакция.

Но ровно до одного момента - пока игра остается игрой и таковой считается. Проблема в том, что хочется-то "настоящего". Потому явление развивается дальше и начинается то, что в известной среде называлось "дивнючество" (а Хейзинга припечатал в свое время словом "пуерилизм" - "великовозрастное ребячество"). Когда игру начинают натягивать на глобус и относиться к ней со звериной серьезностью "как к настоящему делу". Ну то есть когда эскапизм уже не дополняет реальность, а ее вытесняет.

Примеры - ну практически весь например российский политический движ - и левый типа того же ребе Шиитмана, и право-националистический (ну да - конфликт "красных" и "бонов" - типичная субкультурная игра, только воспринимаемая обоими сторонами страшно серьезно), вся эта "активность", целью которой является "картинка в тырнете" и чуйство "причастности к борьбе".

Болотная и Навальный туда же - людям хочется "настоящей политики", на чем их грамотно и разводят. Критерий тут что главное не результат, а сам по себе процесс. Golishev, хоть и мудак, но когда-то по крайней мере откровенно сформулировал, что участие в оппозиционном движе для него просто род "духовной практики". Большинство и этого не осознает. Толоконникова и прочие пусси туда же примерно.

Необходимое пояснение - наличие "жертв и героев" тут ничего не значит: аналогия примерно такая, какую я только что привел Саше Карпову, кой при всех моих к нему симпатиях, является идеальным примером тоскующего протодивнюка:

особенностью постсоветского периода является любовь "креативного пипла" к ролевым играм на проезжей части [для придания реалистичности действию]. C полной уверенностью, что участники в занавесках балаклавах - это русские витязи Коловороты и эльфийские красавицы Электродрели.

Водители правда почему-то гудят и матерятся и иногда витязей и эльфийских красавиц давят.


Явление само по себе старое - см. эпиграф - собственно причина драммы в Е.О. именно в том, что Татьяна и Ленский - именно что отыгрывают роли, причем со зверской серьезностью, а Онегин - нет. В результате чего на пустом месте случается мискоммуникация и, ...

Но там есть одно но - Татьяна в конце концов взрослеет и мы имеем известный ФиналЪ™, где уже никаких игр и детства в жопе нет (ну а Ленский выбыл из истории по известному поводу).

Тут же в эти игрушки играют не только "вьюноши со взором горящим", но и совершенно уже по возрасту зрелые люди.

И это таки да - проблема. Точнее проблема, что ничего другого уже большая часть "молодых образованных горожан" даже не рассматривает как возможность. Они уже увязли в игровой реальности и выйти из нее не могут (так же как "толчкам" довольно трудно обычно расстаться с их миром).

Если им хочется чего-то "значительное" сделать - они ищут не возможность сделать, а какой-то симулякр типа "бойцовского клуба" (возможная кровавость оного симулякра значения не имеет - скорее наоборот - подчеркивает имитацию).

В ex-СССР явление было в загоне (индустриальному и аграрному обществу такие игры вообще не свойственны - тут надо иметь возможность "маяться от безделья") и imho начало бурно прогрессировать во время перестройки. Причина - ну подозреваю, что в проникновении и запуске каких-то пропагандистских механизмов "общества потребления" - тогда как раз появилось диковатое понятие "неформал" и в массы начали транслироваться соответствующие поведенческие образцы.
Tags: История города Глупова, Мудическая политология, Муть философическая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments