kouzdra (kouzdra) wrote,
kouzdra
kouzdra

Category:

"Время меньшей свободы, но большей независимости"

Околотолоконниковские дискуссии стали приносить неожиданные результаты:

Современный человек, в том числе современный образованный человек, в том числе современный образованный западный человек, отдал понятие чести и достоинства кому-то там. Оно как бы устарело. Такое общество умрёт. Умрёт - необязательно как цивилизация, хотя может быть, но во всяком случае, как то прошлое, которое имеет смысл уважать и вспоминать.

Весь смысл развития человеческого общества, если проследить, это переход от коллективных духовных ценностей или властных духовных ценностей к индивидуальным. Право на жизнь, даже если обществу выгоднее, чтобы ты умер, право на нелояльность, право иметь другое мнение, право иметь другие ценности. Это развитие, которое так шло до конца 70х примерно, было выражено словами "права человека" и "свобода". С конца 70х свобода постепенно стала уступать место правам, причём кодифицированным правам. В объём прав стала всё больше входить комфортная жизнь, и всё меньше - свобода быть собой. А собственное достоинство никогда не входило в формулировку, к сожалению - к сожалению, важно, что входит в лозунги, даже если они лозунги. Вот я люблю Францию. Но во Франции есть в законодательстве статья об outrage à la police и rebellion - оскорбление полиции и "восстание", в смысле злостное неподчинение. На практике это значит, что если полицейский назвал тебя мудаком, то ему не будет ничего, но если мудаком назвал полицейского ты, тебя будут судить и скорее всего приговорят к условному сроку. Условный срок, кстати, это значит судимость. Скажем, это помешает получению преподавательских часов. Скажем, это помешает устроиться почтальоном. А уж если нет гражданства, это ему точно помешает.

То есть закон запрещает защищать своё достоинство, если его ущемляет представитель власти. Сколько народу против? Микроскопическое число. Жизнь не состоит в защите достоинства.


От себя добавлю, что процесс явно начался раньше - скажем в начале 19 века русские дворяне держались за дуельные обычаи именно потому что они обеспечивали некоторую независимость от государства и формальных иерархий. На поединке противники равны. Потом при Николае оно сошло на нет - и в общем понятия личной независимости тоже.

И, кажется, реальный спор идет именно об этом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments