?

Log in

No account? Create an account
Как бы я преподавал историю в школе: - kouzdra — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
kouzdra

[ website | www.kouzdra.org ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как бы я преподавал историю в школе: [May. 12th, 2012|11:09 am]
kouzdra
По мотивам любобытного поста langobard

Я бы втолковывал, что этическими оценками политических событий (и исторических и современных) заморачиваться не надо: типа:
Учитель: .... в катыни расстреляли 10 тыс поляков...
Школьник: а это было хорошо/плохо/оправдано/неоправдано...
Учитель: Этот вопрос, Вася, не имеет практического или научного смысла...
... переходим к следующей теме, переговоры в Берлине, инструктивная записка Сталина Молотову от 9 ноября 1940 года, перспективы экспансии СССР в направлении проливов...

По крайней мере никаких фрустраций не будет и потребность во всяких покаяних или отрицаниях довольно очевидных фактов (убедительно прощу не устраивать катыносрач) как рукой снимет.

А истерии типа польской (раз уж пример такой) будут восприниматься с иронией - как массовый психоз (коим она собственно и является).

Зато учил бы внимательно относиться к фактам:
Вася: У Солженицына написано что в 1937 Сталин расстрелял 5 миллионов*...
Учитель: Нет - Солженицын - не историк, а публицист, много преувеличивает. Не 5 миллионов, а 700 тысяч и не в 1937, а в период 1936-1938...

В таком вот аксепте.
*) Я не помню, какую цифру он называл именно по 37-ому, и называл ли - просто примера для.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: eldhenn
2012-05-12 07:14 am (UTC)
Ну да. Как в Меганезии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: met0
2012-05-12 07:39 am (UTC)
Это эвфемизм для Пиндосии?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: met0
2012-05-12 07:22 am (UTC)
Совсем без моральной оценки нельзя. А вот то, что моральные оценки в приложении к истории относительны, надо вбивать в голову прочно. Хорошо ли, что Сталин расстрелял поляков? Смотря для кого. Эти самые поляки незадолго до своего расстрела были союзниками нацистов в раздербанивании Чехословакии. А до этого в четырёх войнах с Россией поляки участвовали на стороне врагов или сами были врагами. Оставить противнику двадцать тысяч боеспособных солдат и офицеров, чтобы они стали еще одной дивизией Ваффен СС? Нэма дурных. А для поляков это, конечно, плохо. НО мы-то не поляки с их вечным желанием нагадить России. Так что who cares?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2012-05-12 07:32 am (UTC)
Нет - я вот как раз бы вышибал подобными аргументами моральные оценки. Перевернув ситуацию раз несколько. Например отношение к нацизму как злу (включая вторжение в СССР) тоже бы вышибал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tyrex
2012-05-12 08:30 am (UTC)
давно об этом твержу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eldhenn
2012-05-12 08:32 am (UTC)
Забавно, что комментаторы в принципе не способны уйти от дихотомии "мы добрые" vs "мы злые".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: met0
2012-05-12 08:35 am (UTC)
Кто Вам это сказал? Мыслить в такой дихтомии и пропагандировать её - совершенно разные вещи. Главное правило любой политической системы: да не поверит автор ни единому слову собственной пропаганды. В противном случае он - труп смердящий.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: p_chuchundrin
2012-05-12 08:37 am (UTC)
Хорошо, не заморачиваться моральными оценками. А причинно-следственными связями заморачиваться? Типа, "В Катыни расстреляли 10 тыс. поляков. Это было сделано для..."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2012-05-12 08:44 am (UTC)
Не "для", а "почему" - в смысле какие причины привели к такому результату. Объяснить, что это естественное продолжение польской операции НКВД, которая вдруг по итогам присоединения западного края оказалась снова недо завершенной, что критерии были примерно те же.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dikem
2012-05-12 09:11 am (UTC)
А в чем смысл преподавания истории после появления большого телевизора?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: clust
2012-05-12 09:14 am (UTC)
так не будет никогда, конечно
впрочем, вы и не об этом

История - она же не для того, чтобы знать, а чтобы легитимизировать те или иные действия. Во всяком случае любопытство второстепенно. Причём не только для составителей программ, но и для пользователей. Т.е. её проще вообще не преподавать, чем преподавать без оценочных суждений. Лень - двигатель прогресса, в т.ч. прогресса в исторических исследованиях и их донесении до окружающих.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2012-05-12 11:12 am (UTC)
Она для индоктринации и социализации.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhiloh
2012-05-12 09:20 am (UTC)
Сильно лучше вообще не преподавать, например.
Хочешь истории - читай книжки. Солженицина там, или Мухина, по настроению. А мы тут про пифагоровы штаны, электронный газ и жы-шы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2012-05-12 11:14 am (UTC)
Хуже - потому как свято место пусто не бывает - и лучше его заполнить чем надо. Собственно РФ бы на мой вкус такой вариант как раз бы лучше всего подошел именно как "государственная" история.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evil_gryphon
2012-05-12 09:53 am (UTC)
Я бы втолковывал, что этическими оценками политических событий (и исторических и современных) заморачиваться не надо
когда дойдёт до уроков холокоста у Васи начнутся неприятности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2012-05-12 11:14 am (UTC)
Уроки холокоста при таком подходе невозможны просто (что один из плюсов)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: telemont
2012-05-12 02:41 pm (UTC)
По сути, вы просто утверждаете, что "хорошо" и "плохо" - бессмысленные понятия. И этому надо учить в школе. А вот причем тут именно Катынь, ума не приложу. Почему не блокада Ленинграда, например. Или авария в Чернобыле.

Edited at 2012-05-12 02:42 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2012-05-12 03:01 pm (UTC)
Блокада Ленинграда и авария в Чернобыле - разумеется тоже. Я и привел пример крайне интересных негоциаций Сталина и Гитлера в ноябре 1940, где фактически Сталин в тройственный союз напрашивался на правах ассоциированного члена на условиях признания интересов СССР в районе проливов.

Но в силу видимо малоизвестности вы его скандальность не оценили :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: grizzly_8
2012-05-12 08:11 pm (UTC)
кто учителю зарплату платит, тот и определяет, что в истории хорошо, а что не очень
(Reply) (Thread)